Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[04/03/2012] Станое спрашивает:
Дорогой батюшка, о. Рафаил, благословите!
1. Как бороться с унынием и помыслами страха?
2. Как помочь женщине, православной христианке, которая не может заставить себя молиться Богу и которая говорит, что не понимает смысла молитвы? Как помочь ей?
3. Каковым должно быть правильное отношение между духовником и духовным чадом, являющимся мирянином, не принявшим завет послушания? Хорошо ли думать о правильности полученного совета?
Сегодня говорят, что нужно остерегаться, поскольку есть люди в священном сане, считающие, что обладают духовными дарами (младостарцы). Как приобрести доверие к духовному отцу, имея в виду слова святого Игнатия о том, что больше нет духовников, что сегодня духовное руководство надо получать из книг? Я хотел бы понять правильно поучение Святого.
во Христе Станое.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Станое!
1. Надо клин выбивать клином, а именно, размышлять о неизбежности смерти. Обычно уныние возникает, когда наши желания превышают возможности их удовлетворения. А память о смерти учит, что все, на что направлены наши желания, кратковременно и проходяще, что надо желать того, что не в силах уничтожить и разрушить смерть.
Память о смерти также уничтожает страх: человек перестает страстно привязываться к тому, что он должен рано или поздно потерять или с кем должен разлучиться.
2. Надо объяснить женщине, что вечная жизнь это вечное богообщение; на земле оно осуществляется через молитву. Без молитвы невозможно приблизиться к Богу. Надо посоветовать ей попробовать молиться, хотя бы краткими словами, несколько раз в день. Смысл молитвы можно понять в личном молитвенном опыте.
3. Для монахов послушание – это одно из основ духовной жизни, это клятва, которую он дает при постриге. Мирянин не обязан иметь всецелое послушание к своему наставнику; он может сам выбрать форму послушания – повеления или совета. Если слова духовника противоречат Евангелию и учению Церкви, то их исполнять не следует.
Младостарцы это те, кто, не имея нужного духовного опыта, смело берутся руководить другими, при том, в форме категоричных и безапелляционных приказов. Духовный отец должен быть твердым в Православии и благочестивым по своей жизни. Что касается предостережения святого Игнатия Брянчанинова, то здесь говорится не о ненужности послушания, а об осторожности – больной не должен доверять себя всякому врачу, тем более самозванцам и невеждам.
Такое лечение вместо пользы может принести вред. Однако было бы неправильной другая крайность – совсем отказаться от медицинской помощи и стать врачом самому себе. Поэтому я думаю, что надо придерживаться совета преподобного Иоанна Лествичника: «Сначала испытай своего наставника, а затем доверься ему».
Следует сказать, что послушание не исчерпывается одним руководством, здесь происходит отсечение своей воли, то есть смирение своего гордого духа, а смирение необходимо для борьбы со своими страстями.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|