Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[04/03/2012] Станое спрашивает:
Дорогой батюшка,
1. Должны ли супруги иметь одного, совместного духовного отца?
2. Как помнить об Иисусовой молитве в течение дня, если у тебя много дел, забота о детях, ежедневные обязанности супруга и отца? Что я должен помнить постоянно, чтобы понять значение Иисусовой молитвы (может быть, какое-то поучение святых отцов)?
3. Как мне понять то, что Бог одновременно и правдив, и любит нас? Мне трудно понять то, что Бог Любовь, я Его скорее воспринимаю, как Праведного Судью. Может быть, восприятие Бога как Любви возникает со временем и при правильном подвиге?
4. Старец Паисий в своей книге «Духовная борьба» говорит о том, что необходимо иметь помыслы любви, помыслы, которыми мы будем оправдывать человека за все его слабости и не замечать его недостатки. Если мы даже видим что-то плохое, преображать это плохое в хорошее. В Ваших ответах на сайте, я заметил, вы советуете быть осторожным в таких ситуациях.
Вы пишете о том, что один Ваш знакомый, который старался иметь такие помыслы, дал ключи своему знакомому, который оказался вором, ограбившим его впоследствии. Как правильно понять старца Паисия? Как правильно применить в жизни то, что старец рекомендует делать?
Во Христе, Станое.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Станое!
1. Необязательно, чтобы супруги имели одного духовного отца. Однако руководство одним наставником может снять много проблем в семейной жизни.
2. Сразу добиться непрестанной Иисусовой молитвы невозможно. Надо стараться постепенно заполнить ей свободное время дня. Хорошо, если есть возможность утром и вечером читать определенное число Иисусовых молитв. Нужно помнить, что Иисусова молитва является основанием всех молитв.
3. В Боге соединены неразрывно любовь и правда. Дело в том, что мы саму любовь понимаем неправильно. Наша земная любовь – страстная, выборочная, часто душевно-кровяное влечение. Через молитву постепенно просветляется и одухотворяется понятие любви. Бог любит в нас добро и ненавидит зло. Поэтому нам трудно понять, кто Бог – Судья или Отец?
Надо помнить, что вечное спасение души это единение с Богом. Бог Свят, Он не может соединиться с душой, отдавшей себя греху. Поэтому суд не противоречие божественной любви, а определение – способна ли душа к богообщению или нет, а если способна, то в какой степени.
4. Мне кажется, отец Паисий говорит в том смысле, чтобы избежать осуждения. По-моему представлению надо любить человека как образ и подобие Божие, сострадать его грехам и недостаткам, как болезни, предоставляя суд над ним Богу, но в общении с ним не терять рассуждения.
Спаси вас Господи за ваши труды. Прошу ваших молитв.
|