Вопросы и ответы: Общие вопросы
[08/04/2012] Алексей спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
прошу, помогите мне разобраться, какие добрые дела мне нужно делать, а какие нет.
есть дела, в которых Господь меня явно удостоверяет, что они Ему угодны. и я сам для себя чувствую пользу от них.
а есть и другие дела, которые, по-моему разумению, реально полезны и очень необходимы, для многих и многих Православных Христиан. у меня объективно есть возможность их совершить. но я сталкиваюсь с проблемами. после совершения таких дел (особенно когда результат виден), всегда начинаю гордиться. как бы, радуется глаз от "дел рук своих" (хотя понятно, что без Господа я бы их не совершил). а поскольку, зачастую, ещё и результат этих дел виден людям, то, наверное, также и тщеславиться начинаю. кроме того, увлекаясь или совершением этих дел, или рассматриванием результата, не замечаю, как проходит время. а также происходит развлечение и уже сами дела плохо делаются. потом приходиться жалеть - думаешь, что лучше бы время потратил на молитву или на выполнение житейских обязанностей. т.е. от совершение дел происходит гордость, тщеславие и потеря времени. а с другой стороны понимаю, что эти дела действительно очень и очень нужные, полезные. и понятно, что без меня может Господь их совершить, если Ему нужно будет. но тут возникают мысли, что может быть это Господь специально дает мне возможность совершать такие дела.
как понять, что меня подталкивает к совершению этих дел? ревность по Богу(и жалость к людям) или мои страсти(леность, праздность, гордость и тщеславие)? что делать мне в этой ситуации? совершать эти дела или не совершать? объясните, пожалуйста!
Прошу Ваших молитв, Алексей
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексей! Вера в Бога, если она не мертвая, а живая вера, естественно проявляется в добрых делах. Человек спасается верой через любовь. Не следует противопоставлять добрые дела молитве, так как сама молитва за мир, если она внимательна и сосредоточена, является высшим видом духовного милосердия, при том, самым трудным. Молитва и добрые дела помогают и дополняют друг друга.
Человек получает силы через молитву для совершения конкретных дел, а добрые дела дают покой совести и мир мыслям, и поэтому становятся одной из основ молитвы. Что касается тщеславия, то эта страсть, которую очень трудно победить; как мы не можем полностью отвергнуть себя, так не можем полностью искоренить тщеславие. Святые отцы сравнивали тщеславие с треножником: как ни бросай его, все равно один из концов будет поднят вверх. Из-за тщеславия не следует бросать добрые дела; их надо делать и, в тоже время, каяться в тщеславии. Один из старцев сказал: «Если ты увидишь нищего, а около тебя будут находиться люди, и помысл станет говорить: не подавай милостыню, чтобы они не похвалили тебя, - то не обращай на этот помысл внимания. Дай нищему при всех, если невозможно иначе, считая, что ты не совершил подвиг, а исполнил заповедь Божию», то есть естественное для христианина дело.
О том, за какие дела надо браться, а от каких воздерживаться, заочно решить нельзя: у человека есть совесть и дар рассуждения. Нужно помогать тем, кто наиболее нуждаются и в чем они нуждаются. Надо стараться относиться к людям нелицеприятно и делать добрые дела ради Христа, Который принимает милостыню через человека. Чтобы понять, где ревность по Богу, а где тщеславие, нужно спросить себя: согласились бы вы, если сделанное вами дело было бы приписано не вам, а другому человеку.
Если вам будет обидно, значит, работает тщеславие, а если скажете: еще лучше, чтобы меня не знали и не хвалили – то это ревность по Богу. Однако, ни в одном, ни в другом случае, не надо отказываться от доброго дела.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи. Взаимно прошу ваших молитв.
|