Вопросы и ответы: Общие вопросы
[08/04/2012] Артём Рыжов спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил.
Проф. Осипов для обоснования апокатастасиса приписал многим Святым Отцам мысль, что вечные муки прекратятся. Когда я увидел, что проф. Осипов клевещет на Святых Отцов то почувствовал внутреннюю потребность опровергнуть эту ложь. Используя фрагменты из видеолекций проф. Осипова я создавал видеоролики в которых опровергал его ложь, я приводил цитаты из Святых Отцов в которых они однозначно утверждали, что вечные муки никогда не кончатся. В основном проф. Осипов использует цитаты о сошествии Христа в ад, он вырывает цитаты из контекста и вкладывает в них ложный смысл. Но в творениях преп. Исаака Сирина есть довольно сложный текст, который использует проф. Осипов:
«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения Его. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и препобеждающее радость любви Его? И что такое геенна в сравнении с благодатию воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего в ад восставит в славе?
Приидите, рассудительные, и удивляйтесь! Кто, имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали.» (Слово 90. О невольных лукавых помыслах, происходящих от нерадивого наблюдения за предшествовавшими им помыслами)
Проф. Осипов истолковывает этот текст так: «Всеобщее воскресение, убежден св. Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников, – восклицает он?» (из книги проф. Осипова «Посмертная жизнь»)
Как бы вы отец Рафаил истолковали данный текст?
Лично я считаю, что в данном тексте преп. Исаак просто пишет о радости и благодати воскресения, и грешники и праведники воскресают и получают славу нетления, правда для грешников слава нетления означает, как пишет св. Иоанн Златоуст, что «… когда душа получит нетленное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в безконечность…».
Преп. Ефрем тоже писал о радости воскресения: «… все воскресшие взывают и говорят: «Слава Собравшему и Воскресившему нас, по человеколюбию Своему»» (том 1, Слово подвижническое, по славянскому переводу часть 1. Слово 51-58), не только праведники, но и грешники славят Бога при воскресении. Конечно моё истолкование не устроит поклонников проф. Осипова.
В другом месте преп. Исаак пишет однозначно:
«Если же это справедливо (как и действительно справедливо), то что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — войти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей.., и поставит овцы
одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31, 33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и
идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведницы же в животе вечном (Мф. 25, 46) просветятся яко солнце (Мф. 13,43). И еще: от восток и запад при-идут, и возлягут на
лоне Авраамовом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф. 8, 11, 12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та мучительная геенна?» (Слово 58. О том, что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, и о подвижнических деланиях).
Я пишу заметки в которых анализирую ссылки проф. Осипова на Святых Отцов в вопросе вечных мук, с удовольствием бы прочитал такую работу в вашем исполнении. Вы наверное даже удивитесь насколько нагло проф. Осипов поступает, приведу пример:
Проф. Осипов пишет:
«Даже святитель Игнатий (Брянчанинов), который высказывал решительное убеждение о возможности спасения только в Православии, писал: «Лишённые славы христианства, не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий»1. Понятно, что Святитель не мог говорить о славе вечных мук ада.»1
Ту же самую мысль проф. Осипов повторил в одном из своих интервью:
«Игнатий Брянчанинов, это удивительным образом, который говорил, что спасутся только православные, когда заговорил об этом вопросе, то писал: «Лишённые славы христианства, (те. не христиане ред. Осипов) не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий». Интересно какая это слава для находящихся в аду?!»2 (Из моей заметки «Ложь проф. Осипова о св. Игнатие Брянчанинове».)
А ведь св. Игнатий говорил однозначно о вечных муках, но
проф. Осипов решил и на него сослаться.
Прошу прощения за многословие. Спаси вас Бог отец Рафаил, прошу ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Артемий! Что представляет собой ересь и сектантство? Это, во-первых, отрицание Священного Предания, как органической части Откровения, без которого невозможно понять само Священное Писание. Но так как без Предания все-таки не обойтись, то ересь и сектантство, дискредитируя и опровергая апостольское Предание, создает свое новое.
Такие понятия, как соборное сознание, единство отцов Церкви по богословским вопросам, для сектантского мышления совершенно неприемлемы. Если спросить сектанта, откуда его секта произошла, где корни его учения, - он затруднится ответить, а вместо этого процитирует несколько фраз из Библии. Замена цельности Священного Писания монтажом и фрагментами – типичная сектантская установка. Почти все существующие секты и ереси манипулируют Священным Писанием и приходят к самым противоречивым и парадоксальным выводам. Не нужно думать, что все ереси и секты отрицают патристику – с их стороны это было бы более честно. Но многие спекулируют на ней: производят выборки и составляют цитатники, поделывают монтаж патристических текстов, как и Библии. Здесь им даже больше простора.
Так, например, монофизиты считают себя преемниками святого Афанасия Великого и Кирилла Александрийского и стараются подкрепить свою ересь ссылками на этих отцов. Иконоборцы ссылались на святителя Епифания Кипрского и апокрифическое житие святого апостола Иоанна Богослова. Лютер старался использовать отдельные изречения Блаженного Августина, неправильно понятые им, и т.д. Даже некоторые православные богословы в полемике с еретиками забывают о главном, что церковное Предание это не сумма святоотеческих текстов, оно древнее как сама Церковь. Хотя Предание находило свое словесное выражение в писаниях святых отцов, но далеко не все, что написали отцы, вбирало в себя.
Предание – это Дух Святой, живущий и действующий в Церкви. Предание, хранимое Церковью, хранит ее. Для еретиков и сектантов Церкви, как духоносного организма, как живого Тела Христа, не существует. Поэтому, потеряв соборность, вернее, отвергнув ее как препятствие на пути, они заменили соборность частными мнениями. Само сектантство и ересь это порождение духовной гордости, когда ересиарх считает, что Церковь заблуждалась до него, и он призван открыть и восстановить истину, и, что сама истина это не откровение, а продукт деятельности определенного количества граммов его головного мозга.
Прежде, чем спорить о какой-ибудь цитате, надо свериться, принадлежит ли эта мысль всем или большинству отцов Церкви, или же она является результатом человеческой ограниченности, в некоторых случаях проявляющейся и у святых отцов. Затем надо рассмотреть, какому жанру или стилю относится патриотическое произведение – образно поэтическому или логическому, оперирующему понятиями. Образ, принятый как понятие, уже неправильность и искажение мысли.
Когда приводится цитата из святого отца, то надо проверить, согласны ли с этим другие отцы, не является ли она ошибкой или неточным изложением мысли, а потом уже взять ее в качестве доказательства. О вечных муках Церковь ясно выразила свое учение не только через мнение большинства отцов, но через соборные постановления. Критика вселенских и канонических поместных соборов является уже антиправославием, борьбой с Церковью, и стремлением, разрушив ориентиры истины, погрузить богословие в хаос частных мнений и представлений. Здесь главное различие между церковным и еретическим или модернистическим мышлением. Если этот главный принцип не будет упущен из виду, то все ухищрения еретиков и модернистов потеряют почву и падут сами собой.
Я ответил вам в общем, что считаю корнем данной проблемы. Но, впоследствии, я постараюсь еще вернуться к вашему вопросу и ответить более конкретно.
Помоги вам Господи.
|