Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[24/01/2012] о.Ипполит спрашивает:
О. Рафаил, благословите.
1) Как воспитать/сохранить дух истинно иноческий в условиях современного монастыря (в большом городе, большом монастыре - по сути большом мирском приходе, с хорошо развитой бизнес инфраструктурой, при многопопечительном послушании занимающим ум).
2) Как воспротивиться, не двигаться по течению - общего направления (духа монастыря) расслабления, самодовольства, самоугодия, миролюбия, беспечности.
3) Ваше мнение о современном городском монашестве - оправдывает ли оно свою цель (воспитание совершенных христиан).
4) Ваше отношение к молитве соединяемой с дыханием...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Ипполит!
1. Монашеский дух можно сохранить везде. Сохраняли его наши наставники в ссылках и тюрьмах. Только надо, находясь в большом монастыре, не прилепляться к внешнему, а направлять ум в собственное сердце с именем Иисуса Христа. Если научитесь бороться с помыслами, то всякое место может стать для вас монастырем.
Нерукотворный монастырь – это сама душа человека, храм – его сердце, богослужение – Иисусова молитва. При всяком хлопотливом послушании можно творить Иисусову молитву или же, ее сокращение до пяти слов, как обычно делают на Афоне. При послушаниях, требующих умственного внимания, можно говорить два слова: «Господи, помилуй». Критикуя внешнее, мы тем самым привязываемся к нему. Настоящая свобода – не замечать внешнего, эту игру теней, поглощающую наши мысли, этот поток времени, который течет, не останавливаясь день и ночь. Монашество это порыв к вечному.
2. В монастыре надо чувствовать себя странником, не заводить ни с кем особой дружбы, не проводить свободного времени в беседах, которая начинается якобы с рассуждения, а оканчивается осуждением и осквернением сердца.
3. Монастырь, несмотря на его несовершенства, – лучшее условие для монашеской жизни; но монашеская жизнь – это жизнь сердца, бдение над своим сердцем, стяжание Иисусовой молитвы, исполнение евангельской заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
4. Старцы последнего времени часто советовали соединять Иисусову молитву с дыханием, но это не для всех; этот метод человек должен проверить на собственном опыте – подходит ли он. Некоторые старцы, называли дыхание, соединенное с молитвой, «внутренними четками».
Помоги вам Господи. Прошу ваших молитв.
|