Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[24/01/2012] инокиня Елизавета спрашивает:
Простите, отец Рафаил, благословите. Мой вопрос о не состоявшемся монашестве: более десяти лет нахожусь в миру и мое иночество более внешнее, чем внутреннее, и все чаще думаю, что ошиблась выбрав монашеский путь, и начинать заново жизнь - поздно.
Нестроения и нелепости, которые обстояли раньше в монастыре, а теперь-на приходе, и свои падения - приводят в отчаянье. Как не разувериться во всем?
С почтением, недостойная ин.Елисавета.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Мать Елизавета! В своей продолжительной жизни я не видел случая, когда инок, переменив монашескую жизнь на мирскую, был бы счастлив. От некоторых из них я слышал, что они не видели ни одного светлого дня, и червь уныния постоянно точил их сердце. У таких людей часто дети рождаются больными и неполноценными и судьба таких семейств трагична.
Древнее правило гласит: «Для монахов нет брака, а есть блуд. И, если таковой не возвратиться к прежней монашеской жизни с покаянием, то да будет анафема и по смерти не совершать по нем отпевания». То есть такой монах приравнивается к самоубийце. При выборе иночества вы сделали тот шаг, после которого уже нет возврата, есть только дезертирство и предательство.
Монастырь – это не место покоя, это борьба с демоническими силами, это огненная печь для духа, которая отделяет золото от руды. Вы пишете о несовершенстве монастырей, но смогли бы мы жить той суровой строгой жизнью, которая была в древних монастырях? Может быть, несовершенства современных обителей и нужна для нашей слабости, иначе суровый устав тех монастырей, о которых мы читаем с восхищением, просто сломал бы нас. Вы пишете о нестроениях приходской жизни; но если вместо священников, с человеческими слабостями и грехами, в храме служили бы безгрешные ангелы, то они по справедливости и ревности по Богу выгнали бы большинство людей из храма за их грехи, а остальным бы дали тяжелые епитимии и отлучения от Причастия. А наши немощные священники, которые совершают проступки, снисходят нам, и, зная человеческую удобосклонность к греху, прощают нас. Так что не будем искать ангелов в алтаре – ангел побил бы нас огненным бичом.
Давайте, начнем новую духовную жизнь: поисповедаемся в своих грехах грешному священнику и не будем унывать, а то диавол – этот старый плут – говорит нам вначале: «Согреши, это так сладко», а потом говорит: «Бог теперь не простит тебя, уже все пропало».
Призываю на вас Божие благословение. Прошу ваших молитв.
|