Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[09/03/2012] Сергей спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил! Благословите!
Батюшка ответьте пожалуйста:
1. Господь сказал нам: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». А если человек решит стать монахом, не будет ли нарушена эта заповедь? Или эта заповедь может быть исполнена в монашестве иным путём? И принимая слова Господа «Кто может вместить, да вместит», можно ли воспитывать в себе решимость применить эти слова к себе?
2. В книге бесед схиархимандрита Авраама с сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря, отец Авраам не рекомендует молится своими словами так как сам испытал плохие последствия свободной молитвы. Советует лишь очень коротко сказать в двух-трёх словах от себя и опять приступать к Иисусовой молитве (или предлагаемым нам Церковью).
Отец Рафаил, какие могут быть опасные последствия молитвы своими словами? Ведь молитва своими словами иногда помогает сосредоточиться.
Спаси и сохрани вас Господи!!!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей!
1. Монашество – особое призвание к духовному подвигу и стремление посвятить себя Богу. В Священном Писании даны заповеди и советы: заповеди – для всех, а советы – для тех, кто может вместить. Монашество (в безбрачии) это евангельский совет и благословение на трудный подвиг борьбы с собой.
Святые Авель, пророк Илия, Иоанн Креститель, апостол Павел и многие другие, были девственниками. Они глубоко понимали смысл библейских заповедей, и знали, что девственность это не нарушение заповедей, не унижение супружества, а лучшее условие для стяжания благодати, и поэтому дорожили девством. Блаженный Иероним высказывал мысль, что душа, давшая обет девственности обручается с Христом (разумеется, это надо понять в высшем духовном смысле).
2. Домашняя молитва имеет три вида: 1) книжная молитва (Псалтирь. Молитвословы), составленная святыми, а вернее благодатью Божией через святых; 2) Иисусова молитва или другие краткие молитвы, которые человек должен держать постоянно в своей памяти; 3) молитвенное обращение человека своими словами к Богу, как излияние его чувств и прошение о конкретных нуждах и потребностях. Эти виды молитвы взаимно дополняют друг друга. Опасно, если мы сами начнем заниматься сочинительством молитв и ставить их наравне с молитвами, данным святыми отцами и благословленными Церквью.
К сожалению, такие, неизвестно кем сочиненные молитвы, стали попадать в современные молитвословы. Наше непосредственное обращение к Богу это как бы вздох души. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что такие молитвы приятны Богу, как для родителей лепет ребенка, и в одном месте сравнивает их с запахом новоиспеченного хлеба. Есть другая опасность, что мы можем попросить неугодное Богу, особенно, если настаиваем на это. Поэтому свои молитвы следует оканчивать словами: «Господи, да будет воля Твоя, а не моя».
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|