Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[07/03/2012] Алексей спрашивает:
Моё почтение, о.Рафаил! Благодарю за Ваш полезный сайт. Для начала немного о себе. Мне 23 года, около 4-х лет из них хожу в Церковь. Лишь недавно до меня дошло, что настоящей веры у меня, по-видимому, нет, духовной жизни – тоже (т.к. не было Божественного Откровения, есть только апологетика, соображения логики и здравого смысла). Нужен Ваш совет.
1. Должна быть полная ясность: возможна ли во мне хоть какая-то дух. жизнь, духовно-опытное познание Бога, благодать хоть какая-то при условиях:
А) Читал Ваше «О науке, искусстве и спорте». Я люблю читать художественную лит-ру - минут по 20 в день. Музыка - по 3-4 песни, мелодии. Фильмы - обычно 20 минут смотрю 3-4 раза в неделю (на компьютере; по ТВ - новости изредка). В нравственном плане всё это на оч. высоком уровне, без грязи и тупости, как правило. Это сильно меня не захватывает, неудержимой тяги нет, от молитвы не отвлекает, перегрузки впечатлениями обычно нет, в посты и праздники спокойно обхожусь. Но это – приятный отдых, нужный для доброхотного творения воли Божией, и в обозримом будущем будет.
Вроде бы духовная жизнь невозможна, однако у меня есть основания для надежды, по-моему, это не оказывает на меня дурного влияния. Наткнулся в одном из Ваших ответов на Вашу фразу: «Искусство – кроме церковного искусства – душевно; оно может очистить и возвысить чувства человека, но если перейдет границу и захочет говорить от имени духа, то будет – провал.»
Я года 2-3 последних именно так чувствовал. Можно сделать вывод, если человек чётко осознаёт, какие в нём чувства (на молитве и вообще) - духовные или душевные, и знает, что стремиться надо к духовным, то опасности нет, и необходимости полностью вырезать душевное - тоже?
Б) Я крепко «ушиблен» тяжёлым дух. чтением – многого не вмещаю и не желаю, от этого подсознательно уверовать-то и не хочется, отторжение (а зачем? всё равно не спасёшься). Вот Ф.Затворник пишет: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё".
От чтения и т.д. я отказываться не собираюсь=> мне грех => дух. жизнь не возможна => я не спасусь => молитвенность мою вышибает, уныние и раздражение, осуждение одолевают. Долго от этого отхожу, вспоминаю Ап.Павла: «Всё мне дозволительно, но не всё полезно, всё мне дозволительно, но ни что не должно обладать мною», «Господь всё подаёт нам обильно к наслаждению» и т.п. утешительное. Вроде надежда возвращается, но в духовном плане я еле жив.
Мне пока не надеяться на дух. жизнь, да? Кто-то пишет примерно так, что «нельзя», кто-то так, что «надежда есть». Но я-то точно не могу знать. Чтобы мне не обольщаться.
2. Я не здоров. Хочу, чтобы аюрведический врач разработал мне лечебную диету (ТОЛЬКО ДИЕТА, без всякой мистики и философии). Сначала определили нынешнее состояние моего тела (болезненное) заполнив тест (вопросы касаются физиологии, здоровья, внешности).
Далее врачу надо вычислить врождённое состояние моего тела (здоровое) на основании даты и времени моего рождения ПО АСТРОЛОГИЧЕСКИМ формулам. Определяется «количество стихий в человеке в зависимости от того, как располагались планеты на момент его рождения».
С помощью диеты осуществляется воздействие на нынешнее состояние тела для приближения его к вычисленному состоянию. Состояние тела выражается системой показателей, я их буду знать и видеть ориентир. Эффективность диеты по аюрведе - факт. БУДЕТ ЛИ ГРЕХ вычислять врождённое состояние тела, будет ли это знание от бесов?
3. ПРОСЬБА. Ищу заработок в интернете. Помолитесь, чтобы Бог послал. Очень верю в Вашу молитву. Ваш сомолитвенник – о.Феодор, я и его попросил, и сам молюсь. Помяните его о здравии и спасении и меня. Он Вас помянет и я. Не сердитесь на меня за многословие, грешен! Но вопросы жизненно важны для меня.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексей!
1. В духовной жизни человека есть различные ступени: то, что приемлемо для низшей ступени, может оказаться ненужным бременем и преградой на следующей ступени и т.д. По мере включения в духовную жизнь, вы увидите свои грехи, которых теперь не замечаете, и самоуспокоенность сменится чувством опасности, как у больного, который узнал о своей болезни и стремится вылечиться от нее.
Все познается в сравнении. Классическая музыка и литература – лучше рока и детективов, и на определенной ступени является даже противоядием от отравы пошлости и авангардизма. Но и в классике золотые зерна смешаны с тоннами руды, которую поглощает душа и память человека.
Поэтому на еще высшей ступени человек чувствует, что он должен отказаться от того, что проникнуто страстями и фантазией, и земная красота как бы меркнет перед духовной красотой, которая приоткрывается его душе. Он стремится к этой красоте и понимает, что надо пожертвовать многим для ее стяжания. Здесь не обеднение, а концентрация внимания на главном.
Если вы будете включены в духовную и церковную жизнь, то за меньшим будет следовать большее, за низшим – высшее. Все это познается через труды и терпение. Должен сказать, что ваше духовное состояние в настоящее время опасное: вы не видите своих грехов, довольны собой, в ваших вопросах чувствуется желание оправдать и утвердить себя, а это значит не видеть своего врага.
Часто человек забывает о диаволе, а тот скрывается внутри его самого. Если вы искренно спрашиваете у меня что делать, то могу посоветовать вам просить у Господа, чтобы Он открыл вам ваши грехи. Душевное самоуспокоение это признак внутренней мертвенности, которую может изменить только животворящее покаяние.
2.Что касается аюрведической медицины, то она основана на ложных антропологических предпосылках. Даже безобидная на первый взгляд диета связана с астрологией, которая является видом оккультизма; она несовместима с христианством и осуждена Церковью.
3. Молитвенно желаю, чтобы вы нашли через полезную работу и нужный заработок. Помоги вам Господи.
|