Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[30/04/2012] Любовь спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил, правильно ли я понимаю, что вера есть свойство человеческой души и без неё просто невозможно жить. В какой-то момент человек сталкиваясь со смертью, выбирает верить или нет в бессмертие души...задумываясь о смысле жизни и её происхождении выбирает, порой, уже веру в религиозном или атеистическом понимании. Это относится к вере от слышания.
Вера же от видения удел немногих. Господь открыл "механизм" веры...Не удивительно, что в разных религиях и верованиях происходят чудеса, ведь человек верит(только зачем, во имя кого, в основе любовь и какая?). Является ли гипноз проявлением безусловной веры (вредность его в целях и способах достижения, не говоря уж о гипнотизере, несущем много совсем не полезных представлений, утверждений и верований...)?
Верую и теперь знаю, столкнувшись с представителями православия, людьми несущими любовь, кротость, смирение, радость и другие плоды духа, что православие, действительно, наиболее полно раскрывает то глубинное, о чем говорил Господь. Это невозможно не чувствовать. Это глубинное свойство человека. Теперь понятно, почему необходимо трудиться-вера тоже возрастает, и огромный дар-вера от видения. Православное богослужение и годовой круг очень способствует развитию и углублению веры...
Очень важно понимать во что веруешь? Паисий Святогорец приводит пример отца, веровавшего, что Вознесение не праздник, а святая, чистая вера этого монаха позволила прокормиться рыбой , заскочившей в руки, по молитвам к этой "святой". Вера, любовь к голодному и больному брату, милость Божья совершили это. Монаха этого никто из монастыря не переубеждал в неправильности взглядов...
Кто-то из святых сказал: "Сначала вера, затем любовь, и только потом-жертва".
Ап. Павел к Гал.гл 5,6"Во Иисусе Христе имеет силу вера, действующая любовью."
Прошу благословить и прокомментировать.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Любовь! Вера это врожденная способность человека, которая находится в области интуиции, глубже сознания. Вера, как все человеческие способности может быть развита, углублена или заглушена. Вера не сковывает свободной воли человека. Она отличается от внешних знаний и наглядной очевидности. Именно поэтому вера является нравственным подвигом человека и его свободным выбором.
Отношение к вере это главный фактор, от которого зависит самоопределение человеческой личности, кто он: явление вечности на земле, тень Божества, духовная искра, заключенная в вещество, или всего на всего определенным образом организованная материя, которая со временем должна распасться на свои составные части? Кто человек: творение Божества или феномен эволюции, цепь счастливых случайностей, формула аминокислот и белков, одна из клеток в зоологической таблице, обросшая со временем мясом и костями и наделенная способностью мыслить и рассуждать, то есть ничто, ставшее на время чем-то, чтобы снова обратиться в ничто?
Религия не имеет объективных внешних доказательств; это внутренний союз человеческой души с Божеством, в котором участвуют два лица – Творец и Его создание. Творец открывает человеку те познания, которые необходимы для общения с Ним, и дает силы для осуществления нравственных императивов (воли Божией) в жизни. Человек должен сделать выбор не только между верой и неверием, но также между истинной верой и заблуждениями.
Если не было бы такой задачи, если был бы исключен риск ошибок, то вера не была бы свободным актом души и поэтому не имела бы нравственной и духовной ценности, которая награждается вечным блаженством. Однако нельзя здесь сказать, что человек в поисках истины брошен и оставлен в лабиринте, где множество дверей.
Ошибки и противоречия создаются нашими грехами и страстями, которые противятся нравственным требованиям христианства и создают внутреннее противостояние между умом и эмоциями. Борьба со страстями и грехами способствует пробуждению духа, в котором заложено свидетельство об истине. Православие, как истинная религия, дает несомненное свидетельство через действия благодати – божественной энергии, не имеющей аналогов в психической жизни человека.
Христианин переживает во внутреннем опыте очищение и преображение своей души; поэтому нельзя сказать, что христианство не имеет доказательств – они отличаются особым характером: это глубочайшее свидетельство самого духа о духовном мире, который лежит выше всех земных категорий, образов и представлений. Через благодать вера становится самоочевидностью.
Вы хотите, чтобы я прокомментировал ваше письмо. Под «слушанием» веры можно подразумевать пробуждающую благодать, как бы первую весточку, первый луч света, который блеснул в душе из вечности. Этот призыв благодати человек может принять или отвергнуть, пойти за ним или заглушить его в своем сознании и памяти. Под «видением» веры можно подразумевать совершающую благодать, ту, которая дается уверовавшему человеку для исполнения заповедей.
Надо помнить, что религия имеет более широкое поле, чем философия, и поэтому религиозная терминология менее конкретна, чем философские категории и логизмы.
Мне кажется, что ваша первая ошибка состоит в том, что вы стоите на почве теософской эклектики и считаете, что в каждой религии заключена частица истины, только в Православии она дана с большей полнотой, чем в других религиозных системах и конфессиях. Однако истина это не сумма мудрых изречений, не собрание частиц; истина – единственна, неповторима и несравненна.
Когда к истине примешивается ложь, то истина исчезает, превращается в ложь, так же, как пища, в которую примешан яд, сама становится ядом. Истина, в своем абсолютном виде, это не «что», а «Кто», именно, истина это Дух вечный и бесконечный, Который в лице Сына Божьего принял человеческую Плоть. Истина – Христос и Его учение.
Вы спрашиваете, какое отношение имеет гипноз к религии? Я могу ответить, что гипноз противоположен религии; гипноз порабощает сознание человека, а истина освобождает и раскрепощает его. Гипноз это психическая агрессия, захват, подавление, насилие; это инородное тело, которое загнано в сознание. В христианстве происходит противоположное этому: сознание человека под действием благодати очищается и проясняется, становится более прозрачным и глубоким.
Что касается рассказа старца Паисия, то мы с вами вряд ли сможем вернуться к простоте и детской вере монаха, который поймал рыбу. В этом рассказе-притче содержится назидание: не осуждать простых людей, если к их вере примешивается какое невежество и незнание.
Слова апостола Павла, цитируемые вами означают, что христианин спасается действенной верой, обнаруживаемой, проявляемой и воплощаемой в делах любви. Живая вера и любовь неразлучно соединены друг с другом, как солнечный диск и его лучи.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|