Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[10/04/2012] р. Б. Владимир спрашивает:
Благословите отец Рафаил!
Молюсь за вас. Вы один из немногих истинно православных пастырей, дай вам Бог сил и здоровья. Низкий поклон из Москвы.
Простите что тревожу, у многих людей гораздо более насущные вопросы. но пока нет духовного отца, которому можно довериться в спасении. исповедуюсь (у разных батюшек) но к длительной беседе с ними душа не лежит - может быть от духа гордыни. К вам очень большое доверие, постараюсь покороче:
1. В чем суть спасения в миру?
В миру веду малообщительный образ жизни, читаю духовную литературу, особо тяжелых проблем сейчас нет. Я в такой ситуации когда могу работать не очень много и средств хватает. Раскрылись глаза на многие вещи и планомерно меняю все, что раньше делал по бизнесу (крестился некоторое время назад).
Как соблюдать евангельские заповеди, когда у меня нет ни физического труда, ни тяжелой работы, ни большой семьи, ни "креста"? Не сказать что живу беззаботно - это не так, последние 7 лет напряженно работал и знаю что это такое, дела не боюсь.
Есть желание делать просветительские и благотворительные проекты но есть опасение что пока не пониманию смысл и суть христианства и могу ошибиться в таких проектах. у них иная логика и судьба, нежели чем у коммерческих, в которых есть кое-какой опыт. Часто молюсь и это самое благодатное время в моей жизни. Хочется довериться воле Божьей.
2. Еще до крещения я разошелся с супругой, она забрала нашего ребенка. После крещения было несколько конфликтных моментов, потом в итоге развелись. у нее своя жизнь у меня своя - сейчас есть невеста, собираюсь второй раз жениться и в этот раз венчаться (В 95 % времени чувствую очень большую радость от общения со своей невестой). но очень тянет к сыну. Из-за вражды не вижу его часто.
Умом понимаю, что бывшая жена совсем не та женщина, но иногда острое чувство что надо было терпеть до конца (были нервные срывы и очень тяжелая жизнь) не оставляет меня.
Хочется бросить все что есть хорошего в жизни и моего близкого человека, найти повод разрушить всё что есть.
Это голос совести или от лукавого?
(Хочу поделиться печальным наблюдением - из-за отсутствия православной традиции в семье, в которой вырос - до того как начал молиться и исповедоваться, думал что "от лукавого" - это просто фигура речи.)
Исповедуюсь и каюсь, что по моей вине развалилась первая семья. Прошу у Господа помочь мне покаяться.
3. Несколько раз бывало что во время Иисусовой молитвы чувствую свет и несказанную благодать. На короткий миг. Или ощущение "невесомости". Знаю, что не стоит всему этому доверяться и оглашать вслух, простите меня. и духовный опыт у меня незначительный и грешу непрестанно. Иногда бывает тяжелый помысел что цель ради которой делалась молитва - выполнена и стоит очень больших усилий продолжить молиться, иногда прекращаю. Такое же бывает во время утреннего и вечернего правила.
Будет ли такой момент после которого молитва будет непрестанная и идти из сердца? Возможно ли это в миру? Как быть с греховной жизнью - ведь невозможно сочетать искреннюю молитву с гордыней, которой бываю поражен.
Верить ли благодатным состояниям? что они значат? Простите возможную неподобающую интонацию, но вопрос для меня очень важный... в житии Силуана Афонского есть момент связанный с "пламенем", которое "гудело". Задолго до того как я прочитал это у меня было что-то подобное, меньшей интенсивности но продолжительностью несколько недель, это было до крещения. Как узнать кто обо мне так молился и нужно ли мне это знать?
Простите ради Бога моё многословие. Спаси вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир!
1. Суть спасения в миру и монастыре одна: соединение души с Богом, через стяжание благодати. Все остальное только средства. В Патерике есть рассказ о том, что два монаха впали в блуд, а затем уединились в своих келлиях и молились продолжительное время. Один проливал горькие слезы и каялся в грехах, а другой больше благодарил и славословил Бога за то, что Господь не допустил его погибнуть совершенно. Молитвы обоих оказались равноценными. Если у вас пока что все благополучно, то благодарите Бога, но, в тоже время, готовьтесь к испытаниям.
Святой Феофан Затворник предостерегает от самоуспокоенности, как от духовного сна. Он говорит: «Зажги беду вокруг себя», то есть в мыслях представляй несчастья и скорби, которые могут обрушиться на тебя, а пока притаились за твоей спиной.
Насчет благотворительных проектов помните, что Господь смотрит на намерения и желания человека, даже, когда они не исполняются. Но, по моему мнению, надо начать с личной благотворительности и делиться с нуждающимися тем, чем можете.
2. Терпеть недостатки супруги – христианский подвиг и тяжелое дело, для которого нужно много смирения, терпения и мудрости. Основой для примирения и восстановления семьи может быть только обоюдное осознание своей неправоты, как с вашей стороны, так и со стороны бывшей супруги. Я думаю, что в вас говорит голос христианской совести, но каждый материал имеет свою прочность. Я не знаю, будет ли такое примирение твердым или последуют разногласия и новый разрыв.
Что касается радости от общения с невестой, то это вовсе не гарантия, что она продолжится, когда чувство влюбленности заменят житейские обязанности, образно говоря, поэзию – проза. Возможность разочарования и конфликтов и во втором браке вовсе не исключена.
3. Вы пишете, что в молитве чувствуете свет. В молитве человек может почувствовать свет, именно незримый свет, как внутреннее озарение, а видеть свет визуально – опасно; от этого предостерегают святые отцы. Чувство невесомости также может возникнуть при прикосновении благодати к душе на короткое время, но к таким состояниям не надо стремиться, как бы запрограммировать их. В молитве надо преимущественно иметь покаянное чувство, а если
Господь дает некое утешение, то примите его с благодарностью. Непрестанная молитва это дар Божий. В миру приобрести ее очень трудно, но если вы будете стремиться к ней, то Господь может дать вам продолжительную молитву, которая будет по временам сама течь в вашем сердце: то прекращаться, то возобновляться снова. Некоторые люди, живущие в миру получали дар непрестанной молитвы незадолго перед своей смертью и умирали с именем Иисуса Христа в сердце.
Молитва никогда не бывает законченной и завершенной, как внешнее дело. Молитва – путь к вечному богообщению. О преподобном Силуане Афонском помолился святой праведный Иоанн Кронштадтский, чтобы не угасло в нем желание принять монашество, и Силуан как бы на крыльях был перенесен на Афон. Вам же не надо знать, кто за вас молился. Могли молиться не только живые, но и усопшие, особенно если в вашем роду были священники и монахи.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|