Вопросы и ответы: Общие вопросы
[06/04/2012] Ольга спрашивает:
Дорогой Отец Рафаил, рада возможности задать Вам вопрос и испросить Вашего Благословения. Я очень Вас люблю и молюсь ежедневно о Вашем здравии. Благодарю Вас за Ваши книги и Ваши наставления, в которых я нахожу для себя много важного и полезного.
Батюшка скажите, если мы своими силами ни спастись, ни смириться, ни сделать ничего не можем, но можем только просить у Бога Благодати, то, что от нас зависит? Ведь если Бог не хочет даровать Благодать, то и придется доживать без Любви в злобе, ненависти.
Остается только с этим смириться, но и это нам не дано. Получается замкнутый круг. Но без Благодати, без любви жить не возможно - жизни нет.
И что значит по-настоящему смириться? Это – приобрести такой образ мыслей, правильно мыслить и, в ответ на то, когда тебя бьют по щеке, думать - «поделом мне грешнице»? Нет ли здесь какого-то мазохизма, когда, человек, не являющийся носителем Благодати, так поступает, будучи не лучше того, кто его бьет, потому что не может его любить? Может ли человек многогрешный, такой, что на Спасение почти не рассчитывает просить у Бога Благодати?
Здоровья Вам, Сил и многих лет жизни.
Прошу Ваших святых молитв о р.Б. Ольге и р.Б. Ларисе.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ольга! Действительно, без помощи Божией, только своими силами мы ни спастись, ни смириться не можем, но Бог без нас тоже не может спасти нас, так как дал нам внутренний автономный мир, границ которого не нарушает и дара Своего не отнимает.
Спасение совершается через взаимодействие благодати и воли человека; при этом, действие благодати опережает волю человека, поэтому она называется предваряющей благодатью. Это призыв Божий, который мы можем принять или отвергнуть. Если мы приняли, то Господь посылает нам спасающую, совершительную благодать, которая сочетается с волей человека. Здесь начинается обновление и возрождение человека; он должен делать все, что в его силах, чтобы дать возможность благодати действовать в нем.
Надо помнить, что человек не предмет, которого спасают механически, как потерявшего сознание утопленника вытаскивают из воды. Сам человек как личность соучаствует в своем спасении и ответственен за него. Бог всегда хочет нашего спасения – это Его абсолютная воля. Он всегда дает благодать, в меру нашей восприимчивости; но часто действие благодати бывает скрытым и неощутимым для нас. Бог не дает большей благодати, чем мы можем понести, чтобы человек, приняв дар, не потерял бы его, и не впал в худшее состояние. Смирение это такое расположение души, когда человек видит свои грехи, а в других людях достоинства.
Смирение имеет различные степени: что может сделать один, то не под силу другому. Пока мы живы, должны надеяться на спасение; только при этом не расслабляться, не думать, что Бог, как Любовь, не будет судить нас за грехи, не потребует отчета за земную жизнь – это ложное утешение и ложная надежда. Здесь тайное желание наших страстей – спекулировать и паразитировать на божественной любви.
Мы должны бороться с грехом, надеясь на помощь Божию и спасение, а если упадем, то вставать через покаяние и бороться снова. Хочу сказать вам, что состояние нашей внутренней жизни и духовной борьбы можно постигнуть только через личный опыт.
Простите меня за откровенность, но мне кажется, что вы пытаетесь заменить этот опыт схоластикой, хотите интеллектуально и гностически понять и определить то, что относится к самой онтологии бытия. Я боюсь, что если вы будете продолжать в том же духе, то попадете в лабиринт разных «измом», из которых трудно будет выбраться на Божий свет.
Благодарю вас за ваши молитвы и любовь, которая понудила меня написать вам несколько прямолинейно, что может даже показаться резким. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|