Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[08/04/2012] Александр спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил!

Хотелось бы узнать ваше мнение по одной весьма популярной сейчас цитате св. Антония Великого:

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним.

Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения". [Добротолюбие, том 1, гл.150 "О доброй нравственности и святой жизни"]

Дело в том, на основании данной цитаты многие говорят, что Бог не гневается вообще, а следовательно не судит. Как правило рассуждающие так верующие основывают свое мнение на лекциях профессора Осипова, который, используя эту цитату утверждает, что Бог - только Любовь и не справедливый Судья.

И настолько это мнение распространено среди верующих в Русской Православной Церкви, что даже православные священники на проповедях в храмах и на православных форумах убеждают всех вопрошающих, что это правильно так богословствовать, мол Бог - есть Любовь по сущности, а Судья - это уже не сущность Бога, то есть Он - не Судья, а это понимание - только некая педагогическая "страшилка" для "грубых" "ветхозаветных" людей, которые не могут понять, что Бог - только исключительно Любовь и ничего иного.

Бог по их представлениям всех любит и никого не наказывает, а это сами люди себя наказывают и что молитвами мы не Бога изменяем ("Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили ..."), а сами себя меняем, а следовательно из этой цитаты получается как будто незачем молить Бога о помиловании, ведь это не Он должен нас помиловать (Он ведь не меняется), а мы сами должны измениться.

Объясните пожалуйста о чем здесь говорит святой Антоний, и правильны ли вышеприведенные выводы из этой цитаты.

Спаси вас Бог!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! Православное богословие различает в Божестве божественное Существо, трансцендентное миру, и божественную благодать, имманентную его творениям. Божественное Существо неизменяемо, тождественно Себе, и Его благодать – превечный свет – являет себя в сотворенном мире как действия и свойства Божества. Человек – образ и подобие Божие и, поэтому, углубляясь в себя и рассматривая свои душевные свойства, он, в какой-то мере, может иметь представление о свойствах Божиих, не о Существе Бога, которое непостижимо и неизреченно, не о внутренней жизни Божества, в которую не могут проникнуть ангелы, а о действиях Божиих, выраженных в Священном Писании антропоморфическим языком, разумеется, в самом возвышенном и духовном смысле.

Мы знаем немногое о метафизическом мире, как бы в его тусклых отражениях; но это немногое, открытое в Библии, соответствует истине: в вечной жизни оно не сменится иным, а раскроется в своих глубинах. По отношению к Божеству мы должны пользоваться образно-символическим языком Библии, иначе, отключившись от него, окажемся в полном мраке и пустоте, или же, что еще опаснее, в кругу собственных фантазий, соединенных со светом Люцифера.

Преподобный Антоний Великий говорит, что Божественное Существо в Самом Себе не изменяется от того, что происходит в сотворенном мире. Однако Его отношение (действия) к людям – праведникам и грешникам – изменяется в зависимости от их поступков, так как Бог, будучи Свят, отвращается от всякого греха и нечистоты, и, будучи Любовью, может одарить Своей любовью только тех, кто вместит ее в себя, кто сам способен любить. Бог нелицеприятен; но сам человек через свои добродетели или грехи определяет свое отношение к Божеству, и тем самым отношение Божества к себе.

Поэтому перед человеком открыта возможность спасения и обновления через покаяние и исправление жизни, но также опасность – через грехи потерять благодать и оказаться без Бога в вечности.

Что касается мнения, что Бог есть только Любовь и поэтому не может предать грешников вечным мукам, то оно возникло как анестезия собственной совести при нежелании бороться с грехом и страстями. Бог есть Любовь, но не только спасающая и милующая, а также наказывающая и карающая, не слепая и механическая, как закон притяжения, а Любовь правосудная и справедливая. Святые отцы приводят такой пример.

Огонь по природе один, но имеет разные свойства. Огонь согревает и освещает, но также может сжигать и испепелять – производит различные действия, сам не изменяясь. Божественная любовь отличается от чувственной человеческой любви. Она соединена неразрывно с истиной. Самый великий пример этого – Распятие Христа, в котором сочетались любовь и правосудие. Христос как Любовь спасает человечество, но как Истина и Справедливость приносит Себя в жертву, чтобы возвратить нас к Богу.

Если бы Бог спасал всех, несмотря на их жизнь и отношение к Нему, то тогда вообще стало бы непонятным цель и значение нашего земного существования, полного горестей и скорбей: кому и для чего оно нужно? Если земная жизнь не становление человеческой личности, как нравственного существа, не время выбора между добром и злом, то она бесцельна и бессмысленна.

Учение о том, что Бог только Любовь, а не Высшее Правосудие, и не будет как Истина судить мир, - уравнивает добро со злом и обезличивает самого человека. Такая любовь не венчает нравственность, а ниспровергает ее; фактически она превращается в апологию всякого греха, извращения и разврата. Учение о том, что Бог есть Любовь, без Справедливости, – не только богословская ошибка или ересь, а новая антихристианская религия. Если Бог спасет всех людей, потому что Он Любовь, то для чего тогда сама вера, подвиг святых, страдания мучеников, борьба преподобных со страстями, похожее на бескровное мученичество?

Зачем нужны добро и преданность к Богу, если для Божественной Любви одинаковы архангел Михаил и сатана, апостол Иоанн и Иуда, целомудрие и блуд? Тогда и сама нравственность оказывается великим заблуждением: человек может делать все, что хочет, и все равно спасется, независимо от своей жизни и дел, так как ад упразднен, а рай стал неизбежностью для всех, в том числе и демонов.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили