Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[29/01/2012] Александр спрашивает:
Простите, батюшка, если позволите, ещё один вопрос. Господь сказал: - не осуждай. А как не осуждать? Пусть не осудишь вслух, может быть и промолчишь, но в мыслях-то осудил. А забудешь о Боге, о молитве и осудишь вслух, словом. Я не могу быть всё время натянутым как струна и духовно немощен, сомневаюсь что когда-нибудь стану подвижником, крепким духовно. Никаких подвигов у меня нет.
Тренироваться в молчании? Говорят: впадёшь в прелесть. Так я итак в прелести, хотя этого не вижу, но знаю про корень гордости который паразитирует во мне. Как же всё-таки научиться не осуждать?
Прошу Ваших молитв и благословения на операцию. Спаси Вас Господь!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! Чтобы достигнуть неосуждения, надо пройти несколько этапов борьбы с собой. Первое, не осуждать словом, уметь держать свой язык на привязи, когда говорят о других. Второе, стараться не слушать, когда осуждают людей, а перевести разговор на другую тему или удалиться. Надо стараться не думать о делах, которые не касаются нас, а заниматься самим собой. Четвертое, с помощью Иисусовой молитвы бороться с возникающими помыслами и наблюдать за своим сердцем. Если же вы все-таки кого нибудь осудили, то вечером положите за него несколько поклонов.
Что касается молчания, то приводит к прелести не молчание, а превозношение и тщеславие своим молчанием. Святой Симон Новый Богослов пишет, что неправильное молчание это то, когда мы считаем, что люди недостойны нашей беседы. Правильное молчание это сознание того, что мы недостойны, чтобы говорить с людьми.
Взаимно прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.
|