Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[29/01/2012] Сергей См-в спрашивает:
Ваше Высокопреподобие! Отец Рафаил! Позвольте начать с поздравления с праздниками, пожелания Вам здоровья, а также с благодарности за Ваши прошлые ответы, которые мне очень помогли.
Вопрос: что делать с тотальным кризисом веры, который обрушился на меня вдруг… хотя и не внезапно? Когда разом проваливаешься весь в бездонное чувство полной недостоверности, видимой «неподтверждаемости» основ, источников (в широком смысле) и истоков веры в сердце и разуме…
Все существо дерзко и даже нагло требует чуда, удара – прямого доказательства. Дожил до 53 лет, воцерковлен, к тому же по образованию медик-нейрохимик, и полная неубедительность т.н. «нейробиологических, эволюционных основ религии», которые нынче принимаются как «столп и утверждение атеизма» мне тоже понятна…
О таких кризисах и путях их постепенного преодоления так же начитан отчасти из святоотеческой литературы, а больше из писем отцов к прихожанам и духовным чадам. Но… Все равно пустота пока продолжает разверзаться страшная. И как раз появилась возможность вновь принять слово от Вас. Оно необходимо мне как никогда раньше.
Благословите, отче! Молюсь постоянно о Вашем благополучии. Сергий
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергий! Вера не от знаний, а скорее, знание от веры. Вера это особая интуитивная способность души входить в контакт и общаться с духовным миром. Она имеет внутренние доказательства, но не должна опираться на внешнее. Если бы вера была доказана рациональным путем, то она бы перестала быть верой, а стала бы фактичностью и очевидностью, где нет выбора; следовательно, вера доказанная, потеряла бы нравственную и духовную ценность.
Бог хочет, чтобы мы искали Его свободной волей, хочет быть тайной, которую жаждет наша душа, тайной, которая открывается сердцу, а не внешним фактором. И вера и неверие не имеют ни экспериментальных, ни других доказательств, и, в сущности, само неверие является видом веры в то, что Бога нет, и духовным нигилизмом. Смотрите на ваше состояние как на испытание.
Вы не должны отвечать на вопросы, которые задает вашему уму темный дух; не нужно входить с ним ни в какой диалог. Если колеблется ум и мертвеет чувство, то надо призвать на помощь третью силу души – волю, и продолжать читать краткую молитву, которая вам больше по душе. Если человек проявляет терпение и не оставляет молитвы во время кажущегося богооставления и духовного кризиса, то он получает для будущего ценный опыт.
Призываю на вас Божие благословение. Благодарю за молитвы. Помоги вам Господи в этих испытаниях.
|