Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[15/01/2012] протоиерей Амвросий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
Вопрос:Что имели в виду отцы Никейского и Антиохийского Соборов, запрещая праздновать Пасху «с иудеями»? На этот счет существуют различные точки зрения.
Известно, что и после Никейского собора Церковь неоднократно праздновала Пасху в один день с иудеями. Совпадения прекратились лишь в конце VIII в. (по той причине, что календарный иудейский год в среднем несколько короче юлианского, поэтому православная Пасха медленно смещается вперед относительно иудейской).начиная с IX в православная Пасха всегда совершалась позже иудейской.
Если постановление Никейского Собора запрещало праздновать Пасху в один день с иудеями, то как могло быть так, чтобы Церковь не всегда его соблюдала? (это один из аргументов приверженцев календарной реформы.)
Сам я очень благодарен вам за ваши статьи о календаре. Прошу ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Отец Амвросий, благословите! В древней Церкви была практика: если христианская Пасха совпадала с иудейской, то ее переносили на следующий воскресный день. Кроме того, были случаи, когда в Риме языческий праздник (в честь богини Рима) совпадал с Пасхой, то ее также переносили на следующую неделю. Ветхий Завет хронологически предшествовал Новому Завету, поэтому иудейская пасха в аспекте священной истории должна была предшествовать христианской Пасхе. Ветхозаветная пасха исполнилась в христианской Пасхе, осуществилась, воплотилась в ней, и как таковая потеряла свое значение.
Центрами Ветхого и Нового заветов служили праздники пасхи, поэтому они не должны были пересекать друг друга, тем более, что ветхозаветная пасха исполнилась в новозаветной, как семя растворяется в цветке и празднование иудейской пасхи означает неверии в Иисуса Христа как в Мессию.
Благодарю за ваш отзыв о моих статьях по календарному вопросу. Взаимно прошу ваших молитв.
|