Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[25/01/2012] Дмитрий спрашивает:
Отец Рафаил, здравствуйте! Как святые могут ошибаться в Богословских вопросах, если имеют живое общение с Богом через молитву. Например, святой или подвижник отвечают на вапрос не правильно или заблуждаются, как такое может быть?
Я прочитал некоторые Ваши ответы, где вы пишите о заблуждении святых, например про Иоана Златауста, про иконы. До конца не могу сформулирофать свою мысль, но буду надеяться что вы меня поймёте. Спасибо
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий! Слово «святой» означает освященный благодатью Божией, носитель благодати. Но святой не безгрешен и не всеведущ; как человек он ограничен интеллектуально и духовно. Благодаря подвигу жизни, очищению сердца и ума, святые понимали лучше нас смысл божественного Откровения. Они обладали более тонкими духовными интуициями и глубиной ума, лучше нас могли отличать истину от заблуждений, действие духа Божьего от действия сатанинских сил, но и они не были гарантированы от ошибок.
Поэтому для определения истины так важен консенсус (согласие святых). Если бы святые обладали полнотой истины, тогда не нужны были бы соборы, в том числе вселенские соборы – богословские вопросы мог бы решить любой человек святой жизни. Критерием истины является Священное Писание и Священное Предание, а творения святых отцов помогают глубже и правильнее понять их.
Надо сказать, что святые совершенствовали свои богословские познания, уточняли их и в некоторых случаях исправляли друг друга. У некоторых святых могут быть ошибки и неточная терминология, поэтому Церковь принимает не все, что написано ими, а то, что соответствует Священному Преданию. Патрология, по сравнению с библеистикой, это второй, после Откровения, гностический слой, где божественное смешано с человеческим.
Поэтому Церковь основывается не на творении какого-нибудь отца, а на согласие отцов – всех или большинства. Надо заметить, что значительная часть кажущихся несовпадений и разноречий в сочинениях святых относится к форме изложения, не к сущности, а к языковым средствам, которые они употребляли, а также к различным аспектам изучаемой проблемы. Поэтому толкования святых отцов дополняют и поясняют друг друга.
|