Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[02/07/2011] Давид спрашивает:
Благословите, Отец Рафаил.
1. Святитель Игнатий пишет: «Кто считает себя готовым к приятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожидает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя…». «Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь воссоздание твое… Но если в тебе кроется ожидание благодати, - остерегись: ты в опасном положении!..».
Я верю, что это истинное учение Церкви, но прошу вас, объясните мне, почему для нас пагубно ожидание благодати? Ведь перед Причащением у нас есть чаяние вселения в нас Господа? Или здесь подразумевается ожидание явственного действия благодати?
2. Св. Иоанн Кронштадтский пишет, что Святая троица может вселиться в нас и через усердную молитву. Чем отличается такое вселение от вселения через Причастие? Не тем ли, что в первом случае Господь входит в нас Своею Благодатию, а во время Причащения – Существенно - Своим Божеством и Человечеством?
Батюшка, прошу прощения за многословие и за возможные богословские ошибки или нелепости. Заранее благодарю вас. Спаси вас Господь. С уважением, многогрешный Давид
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид! 1. Святой Игнатий Брянчанинов предостерегает человека от гордой мысли, что он уже готов к принятию благодати, что он достоин ее, что он может пережить те действия благодати, которые испытывали святые отцы.
Преподобный Симеон Новый Богослов рассказывает о нежданном явлении ему Христа. Он не просил этого и не ожидал; он сидел в углу келлии и только молился «Господи, помилуй», влагая в слово «помилуй» все силы своей души, и вдруг божественный свет внезапно осенил его.
Преподобный Антоний Великий в пример смирения приводит александрийского кожевника, который считал, что все люди в Александрии спасутся, кроме него. Поэтому святой Иоанн Брянчанинов предупреждает нас от дерзких притязаний на особые мистические откровения.
2. Что же касается Причастия, то мы принимаем в себе существенно Христа, пребывающего в каждой капле Крови и в каждой частице Тела, но от этого наша человеческая субстанция не превращается в божественную природу. В достойном причащении человек получает обожение через действие божественной благодати.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|