Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[25/06/2011] Артём Рыжов спрашивает:
Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Прежде всего хочу поблагодарить Вас за работы направленные против современных искажений Православия. Если позволите я задам несколько вопросов.
1) Вы в работе «О современном неогностицизме» упомянули о таком источнике «Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных младенцев» от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела Грузинской Патриархии, не могли бы вы опубликовать текст этого послания на своём сайте? Думаю многие люди с большим интересом прочитают это послание.
2) Может ли Бог карать человека без пользы для самого человека? Я встречал точку зрения о том, что всё, что делает Бог идёт на пользу человека и что сама геенна тоже милость Божия к человеку так кажется считает преп. Иоанн Дамаскин.
Преп. Иоанн Дамаскин «Против манихеев»
«Следует знать и то, что Бог не наказывает никого в будущем, но каждый делает себя восприимчивым к причастию Бога. Причастие же Бога есть наслаждение, а непричастность - наказание, здесь же БОГ ПОСЫЛАЕТ ИСКУШЕНИЯ НЕ НАКАЗЫВАЯ, но воспитуя и врачуя зло, чтобы мы узнали Его и обратились и достигли благости Его.»
«Итак, Сам БОГ, будучи по природе благ и сострадателен, не хочет греха, не хочет смерти грешника (Иез.33:11) и не радуется гибели живущих (Прем.1:13), не одержим страстью гнева и НЕ НАКАЗЫВАЕТ, но всем изливает блага.»
А вот св. Василий Великий пишет так в сочинении «О том, что Бог не виновник зла»
«Например Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстыя под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправление (возможно ли это для сошедших во ад), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины.»
Т.е Дафан и Авирон были казнены не для исправления их самих а в назидание другим. Как вы считаете Дафан и Авирон получили пользу от этой казни с точки зрения св. Василия (если да то какую пользу) или это была именно кара праведного судьи? Как вам кажется есть ли противоречия между позициями преп. Иоанна и св. Василия?
3) Вы толковали правила Карфагенского Собора 418 года так что если необходимо крещение даже младенцам то значит и спастись без крещения не могут и младенцы. Я с таким толкованием согласен, но люди, которые говорят о спасении некрещеных младенцев не удовлетворяются такой трактовкой как бы от себя. Вы можете мне подсказать где поискать толкования на правила этого собора, сделанные святым отцом или другим авторитетным толкователем именно в части спасения младенцев?
4) Вы писали ссылаясь на Митрополита Макария Булгакова, что мнение о том, что Христос вывел всех из ада является частным, но кажется есть некоторое количество святых отцов (а может и не мало), которые считали, что Христос вывел всех. Как Вам кажется есть ли по этому вопросу согласие отцов, есть ли твёрдое учение? Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Христос победитель ада» активно пытается доказать, что Христос вывел всех и даже называет мнение св.Григория Двоеслова латинским и пишет, что «такой подход далёк от традиционного восточно - христианского понимания» а св. Григорий возражает против того, что Христос вывел всех. Высочайший авторитет Св. Григорий Богослов пишет так: «Всех ли без изъятия спасает, явившись там, или одних верующих?» (Слово 45. На Святую Пасху) и не даёт ответа на этот вопрос.
Извините отец Рафаил за большое количество вопросов, если это много ответьте пожалуйста на то, что Вам понравится.
Прошу Ваших молитв. Спаси Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Артемий!
1. При возможности я постараюсь найти этот документ и опубликовать на сайте.
2. Для Дафана и Авирона, а также для египетского фараона наказание смертью явилось благом, так как Господь предвидел, что для них покаяние невозможно и прервал их преступную жизнь для того, чтобы они не продолжали умножать своих грехов, а также, чтобы через кару на земле их посмертная участь была бы несколько облегчена.
Кроме того, пример наказания грешников мог предостеречь и предохранить от греха других людей, что являлось также благом. Между позициями преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Василия Великого в этом вопросе нет противоречий; есть только разные методы и стиль изложения. То, что относится к метафизическому миру и недоступно для наших сенсорных чувств, передается языком иносказаний – через определенные образы и подобия, олицетворения и метафоры.
Чтобы правильно понять реалии духовного мира и откровение о будущем веке, необходимо находиться в богословской традиции святых отцов и иметь православные векторы мышления. Надо учитывать стиль языка и форму изложения каждого из святых отцов, которые могут в чем-то разниться друг от друга при единстве внутреннего содержания. Компасом в море патристики служат вероучительные (символические) книги, принятые и рецептированные всей Церковью. Характерно, что эти книги подвергаются шквалу ложных обвинений, попыткам дискредитации и различным провокациям со стороны модернистов.
3. Я специально не занимался историей поместных соборов, поэтому не могу дать справку по источникам. Советую вам прочитать письмо святого Киприана Карфагенского к Фиду о крещении младенцев, которое посвящено тому же вопросу, как и правило Карфагенского собора, по ссылке http://www.mystudies.narod.ru/library/c/cyprian/epistle46.htm, а также книгу архимандрит Лазаря «Адамов грех».
4. Только очень немногие из древнехристианских писателей допускали, что Господь после схождения в ад вывел души всех людей из преисподней. Обычно здесь ссылаются на Климента Александрийского; но этот древнехристианский писатель не причислен к лику святых; в его богословии немало ошибок (например, вера в богодухновенность книг сивилл, учение о «христианском эзотеризме», уравнение языческих философов с ветхозаветными пророками).
Надо также учесть, что в Священном Писании, творениях святых отцов и гимнографии употребляется языковое изобразительное средство – синекдоха, где часть берется вместо целого, или целое вместо части. Например, апостол Павел употребляет синекдоху, что «весь Израиль спасется», а в другом месте пишет, что спасется только остаток Израиля. Святые отцы дают пояснение: Израиль означает «видящий Бога», то есть в духовном отношении имеющий истинную веру; поэтому спасется та часть иудейского народа, которая уверует в Христа.
Если допустить, что Христос вывел языческих философов из ада, то возникает недоуменнее, куда привел их? Нигде в христианском предании нет даже намека на то, что лучшие из язычников или наиболее глубокомысленные из них, как Сократ, Платон, Заратустра и Будда были бы в раю.
Если бы Господь вывел всех, то какая разница между теми, кто верили в Мессию, ожидали Его пришествие и старались жить по Ветхому Завету, включая первоначальное предание, и язычниками, приносящими жертвы Ваалу и пляшущими перед изображением Шивы. Если мы буквально примем учение о спасении всех душ, которые находились в аду во время сошествия в ад Христа Спасителя, то это логически неизбежно приведет нас к оригенизму – ереси апокатастасиса, преданной анафеме на пятом Вселенском и нескольких поместных соборах.
Что касается святителя Григория Двоеслова (6-7вв.), то он принадлежит не только Римскому патриархату, но всей нераздельной Вселенской Церкви. Его «Диалоги» (Римский патерик) были любимым чтением, как на Западе, так и на Востоке. Литургия преждеосвященных даров, составленная Григорием Богословом, имеет восточное происхождение.
Поэтому свидетельство святого Григория Двоеслова не менее авторитетно, чем свидетельства византийских богословов и не отличается от них. Здесь опять психологический ход: если святой Григорий Двоеслов проживал на Западе (хотя часть своей жизни он провел в Константинополе), то, значит, он по своему духу католик, а если католик – значит, пишет неправильно, и вывод весьма оригинален: надо не принимать и бороться с учением святого Григория, чтобы защитить Православие от католицизма.
Надо сказать, что святой Лев, как и святой Григорий Двоеслов, был Римским папой; однако отцы Халкедонского собора приняли его христологическое послание, как одну из основ догматического решения собора и провозгласили: «Лев – это Православие».
Что касается святого Григория Богослова, то у этого отца нередко встречаются утверждения в форме вопроса, что напоминает диалоги Сократа; он как бы приглашает своего собеседника поразмыслить вместе с ним, подводит его к истине, но предоставляет ему самому дать ответ.
Взаимно прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.
|