Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[05/07/2011] Евгений спрашивает:
Ув. о. Рафаил, у нас есть толковый Псалтирь и там со ссылкой на св.отцов Церкви утверждается, что все псалмы написаны царём Давидом, но многие священники считают иначе и действительно не все псалмы подписаны св. царём Давидом.
И ещё меня интересует толкование на известное изречение из 1-го послания ап. Павла коринфянам, я приведу самый конец его: "15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня." (1-е Кор. 3:11-15)
По толкованию св. Иоанна Златоуста выражение что грешник "спасётся, но так, как бы из огня" означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится со своими злыми делами и злым устроением, которые сгорят. И это означает спасение, худшее полного уничтожения. Какой смысл в вечном мучении?
Не милосерднее было бы уничтожить совсем такого человека? Какой смысл вечного ада, где раскаяние бесполезно? И ведь Бог создавая ангелов и людей, знал, что это приведёт к нравственному дуализму и даже Его Крестная Жертва спасёт относительно немногих.
Не будет ли издевательской насмешкой для находящихся в вечном аду фраза: "где твоя смерте жало, где твоя аде победа?", учитывая подавляющее количественное превосходство ада над раем?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Евгений! 1. Большинство святых отцов свидетельствовало о том, что все псалмы составлены царем Давидом по вдохновению Духа Святого, поэтому он назван Церковью псалмопевцем. Однако может вызвать недоумение, что на некоторых псалмах надписаны другие имена (например, псалом Асафу, псалом сыном кореовым и т.д.). Это имена левитов, управляющих храмовым хором. Им отсылались псалмы для исполнения, и в некоторых списках так и остались их имена.
Если взять гипотезу, что они авторы псалмов, тогда надо признать, что они обладали такими же дарованиями Духа Святого как царь Давид, или же что сами псалмы неровноценны. Но таких пророков мы не знаем, а все псалмы читаются как единая книга.
Некоторые из отрицателей авторства царя Давида выставляют вместо аргумента собственное неверие. Они говорят, что псалом «На реках вавилонских» мог быть написан не при жизни царя Давида, а несколько столетий спустя, после вавилонского плена. Здесь рационалистический скептицизм – отрицание дара пророчества,который делал человека способным видеть будущее, как настоящее. Советую вам держаться за традицию – это самый верный путь.
2. Слова апостола Павла: " А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня." (1-е Кор. 3:11-15), означают, что если человек жил худой жизнью, но перед смертью принес покаяние, то его прошлые дела, пропитанные грехом и страстями, сгорят, но сам он спасется, как бы вырвавшись из огня. Такой человек будет прощен и принят по милосердию Божьему, но не получит той награды, как совершавший добрые дела.
3. Уничтожение это разложение сложного на его составные части. Душа проста, она не может быть уничтожена. Что же касается смысла вечных мучений, то это последствие греха, а сам по себе грех бессмыслен. Бог создал человека как богоподобное существо, одно из свойств которого свобода нравственного самоопределения. Свобода подразумевает выбор между добром и злом.
Грех реально не существовал в первозданном мире, но он являлся возможностью. Если бы не было этой возможности, то свобода стала бы фикцией, и не существовало бы самого добра.
Святой Василий Великий писал, что нельзя назвать часы добрыми из-за того, что стрелка движется в одну сторону. Добро без выбора уже не добро, а необходимость. Свобода воли человека – источник добра и зла. Если бы не было свободы, то само творение мира было бы бессмысленно, это был бы мир роботов и биомашин.
Вы не понимаете, в чем значение крестной Жертвы, если грех продолжает существовать. А значение в том, что, мы искуплены от первородного греха и укреплены благодатью. Грех действует, но не владычествует над нами. Поэтому мы получили свободу и должны реализовать ее в борьбе с грехом. Слова: «где твоя смерте жало, где твоя аде победа?", говорит о вечной жизни, о том, что ад перестал быть неизбежностью.
Сама человеческая природа в лице Христа Спасителя была вознесена на высоту, намного превосходящую природу первозданного Адама. Поэтому слова: где твоя аде победа – звучат для находящихся в вечном отвержении от Господа не насмешкой, а трагизмом: врата рая были открыты и они не захотели войти в них. В каждом человеческом грехе – дыхание смерти и частица адской тьмы. А человек свободной волей выбирает смерть, а не жизнь, гибель, а не спасение.
Что касается ваших слов о количественном превосходстве ада над раем, то, вряд ли арифметический счет здесь уместен – сама душа бесценна. Но и здесь у вас ошибка. В притче о стаде овец, где 99 остались верным хозяину, а одна заблудилась, толковники видят соотношение человечества к ангельскому миру. Простите меня, но если Бог послушал бы вас и не сотворил мира, или совершил бы селекцию, уничтожая грешников, то нас не было бы с вами, не существовало бы, по крайней мере, меня, и я не смог бы отвечать на ваши вопросы.
Надо сказать, что популярная теперь адвайта-йога, которая учит, что Абсолют творит миры как собственную модальность, приходит к выводу, что это грех Безгрешного и ошибка Всеведущего. Что-то похожее адвайте хотите доказать вы. Занимаясь такими вопросами нужно помнить и знать свою меру.
Святой Василий Великий писал, что мы не можем даже ясно понять, как двигается ножка муравья. Чтобы полностью понять промысл Божий, мы должны иметь ум, равный Божеству, а мы забываем, что своей ладонью не можем вычерпнуть море.
Святой Иоанн Златоуст в одном из своих творений пишет: «Спроси у меня не где рай, а как туда попасть, не в каком месте ад, а как его избежать». Я часто вспоминаю слова одного юродивого: «Суди умная голова Божии дела! Бог долго ждет, но больно бьет», а также слова испанского короля Альфонса, по прозвищу Ученого, который, запутавшись в астрономических счетах, воскликнул: «Если Бог посоветовался бы со мной как создать космос, то я предложил бы Ему другой план».
Один из богословов сказал: «Бог создал ад по Своему милосердию, потому что грешнику было бы в раю еще тяжелее, чем в аду».
Помоги вам Господи.
|