Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[29/04/2011] Агелина спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил!
Посоветуйте как уместить в сердце слезы пакаяния, желание терпеть страдание и скорбь ради Христа и желание сердца радоваться и благодарить Господа за все? Тихое и мирное настроение не удерживается во мне, слезы льются сами и сердце болит.
Как благодарить Господа? Страшно осуждать, но как выразить свое несогласие с позицией другого не осуждая его? И надо ли это делать?
Мне как-то сказали, что защищая одного я тем самым осуждаю другого, когда и в мыслях этого не было, хотелось просто поддержать человека и успокоить?
Прошу Ваших молитв и благословения.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ангелина! В христианском покаянии совмещается скорбь и радость, состояния будто противоположные друг другу, а на самом деле неразрывно связанное между собой. Душа чувствует греховную тяжесть и просит Господа о прощении и помиловании – это слезы покаяния, текущие из сердца; она готова терпеть и страдать за свои грехи. Слезы и боль сердца смывают грехи, снимают тяжесть с души как могильную плиту, давившую грудь; это чувствует душа, и скорбь покаяния соединяется с надеждой и переходит в радость.
Поэтому святые отцы называли слезы покаяния «радостотворным плачем», то есть плачем, приносящим радость. В одном месте Псалтыри написано: «Вечером плач, а наутро радость». Вечер – это осознание своей греховности и покаяние души, рассвет – прикосновение благодати к сердцу и осознание того, что Бог есть истинная жизнь и истинная радость. Тогда душа благодарит Бога за все, как больной врача за лечение и даже горькие лекарства, которые вернули ему жизнь.
Чтобы настроение было мирным и тихим, надо избегать двух крайностей в покаянии. Одна крайность: забывать о том, что Бог правосуден и справедлив, тогда грех начинает казаться чем-то маловажным и человек по-своему эгоизму быстро хватается за мысль, что Бог и без покаяния все простит. Тогда оскудевает само покаяние, как суд над собой, как скорбь за неправильно прожитую жизнь, и в этом ложном самоуспокоении нет настоящего мира, потому что грехи остаются в душе неисцеленными.
Вторая крайность: помня о справедливости Божьей, забывать, что Бог в тоже время есть неизреченная Любовь, что Его наказание соединено с милостью, а милость с правосудием. Чем строже суд над собой в покаянии, тем скорее человек получает прощение, а вместе с прощением радость.
Не осуждать другого это значит не судить его как личность, однако в общении с ним, надо не закрывать глаза, а видеть как его достоинства, так и недостатки. Одни мой знакомый, став верующим, решил, что нельзя ни в ком видеть зла и, сталкиваясь с пороками людей, закрывал на их поступки глаза. У него были знакомые – вороватые люди, но он упорно не допускал мысль, что имеет дело с ворами. Чтобы не осуждать их, он уверял себя, что это честнейшие люди, доверил им свою квартиру, и в результате они обворовали ее. А что для него было самым тяжелым – украли святыни, и он скорбел, что эти святыни могут быть поруганы и молился, чтобы хотя бы их продали верующим людям. Он, наконец понял, что поступил не по смирению, а опрометчиво.
Поэтому неосуждение не должно закрывать от нас реальности и вводить в состояние эйфории, которое скоро разрушается. Только не надо делать недостатки людей лакомой темой для своих разговоров, когда человек подсознательно радуется, что другие хуже его, а он не такой грешный как они.
В некоторых случаях надо предупредить наших близких об опасности общения с порочными людьми – если на дороге разбойники, то необходимо известить об этом путника. Поддерживать человека это объяснить ему, как надо по-христиански поступить в данной ситуации, а если вместо этого мы будем осуждать другую сторону, то не только не поддержим человека духовно, а наоборот, углубим его чувство раздражения и обиды.
Мне кажется, что вам хорошо было бы иметь духовного отца и советоваться с ним. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|