Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[01/05/2011] Елена спрашивает:
Благословите, о.Рафаил. По совету одной верующей и с благословения священника за разрешением некоторых вопросов я обратилась к о.Иоанну с.Никольское. Ответив на интересующий меня вопрос, он спросил: "Были ли у меня аборты?" На мой положительный ответ, сказал, что простого исповедания этого греха недостаточно, нужно разыскать священника, которому впервые исповедала этот грех и взять у него епитимию, а также выполнять правило монахини Антонии.
Моей знакомой дали такое же правило в Даниловском монастыре. А мне кажется, что оно противоречит православному учению. И действительно ли необходимо разыскивать священника, которому впервые исповедовала этот грех (тем более, что я не помню точно кому)? Как правильно поступить?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Все необходимое для спасения содержится в церковных молитвах и чинопоследованиях. Правило монахини Антонии Церковь не принимала, и к сожалению, некоторые священники, чтобы утешить родителей, кающихся в детоубийстве, прибегают к сомнительным источникам: видениям и снам, имеющих недостоверный характер, а иногда апокрифическим сказаниям.
За последние десятилетия, например, стал укореняться предрассудок о том, что за умерших во чреве и некрещеных детей надо молиться мученику Уару и они будут спасены. Нам достаточно пользоваться церковными молитвами, чтобы не ошибиться.
Насчет того, что обязательно надо найти священника, у которого вы впервые исповедовали грех аборта и взять у него епитимию, могу сказать, что такого правила в Церкви не существует. Вы должны чистосердечно исповедовать грех, не утаивая ничего, а наложит на вас
священник епитимию или нет – это его дело; он может поступить, как найдет нужным.
Надо сказать, что прощение грехов человек получает в таинстве исповеди, независимо от епитимии, а епитимия накладывается для того, чтобы человек осознал ответственность за совершенные им грехи, воздержался бы на время от принятия таинств и боролся со своими страстями. Это духовное врачевство, которое дается в виде наказания, ограничения, или более строгого правила.
Епитимию священник дает не для того, чтобы грех простился, – грех смывает Кровь Христа, пролитая на Голгофе, – а для того, чтобы к кающемуся быстрее вернулась благодать и, чтобы он укрепился в борьбе с грехом и в стремлении к добру. На случайных сновидениях и видениях нельзя основывать свою духовную жизнь.
Все, что нужно для спасения Господь оставил Своей Церкви и к ее учению нечего прибавлять. В последнее время появились лжеучения, будто через какие-то молитвы можно совершить загробное крещение над некрещеными младенцами, а также, что без Церкви, без таинств, без благодати Божией люди всех религий и атеисты могут спастись после смерти. Это является симптомом духовного разложения, которое проявляется во взглядах модернистов и либералов. К сожалению, такие идеи стали проникать даже в монастыри, которые всегда были оплотами Православия.
На самом деле никакая молитва не может заменить Таинства крещения. Без крестной жертвы Христа Спасителя, которая усвояется человеку во время крещения, спастись невозможно. Молитва неба и земли, всех существ, созданных Богом и пребывающих в благодати, не могут заменить одной капли жертвенной Крови Христа Спасителя, пролитой за нас.
Единственное, что можно сделать для душ некрещеных младенцев это просить в домашней молитве, чтобы Господь дал им некое утешение и отраду, раздавать милостыню и помогать многодетным и бедным семьям, а также стараться убедить ваших знакомых не совершать греха детоубийства.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|