Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди



[08/04/2011] Ольга спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил!

В этом году, по рекомендациям моих знакомых и благословению моего духовника, я посетила Троицко - Сергиеву Лавру и там обратилась за советом по своей ситуации к старцу, который очень известен в народе, он духовник многих священников и окормляет множество монастырей. Но то, что я услышала от него повергло меня в шок (исповедь с пристрастиями об интимной жизни).

Я расказала о своем смущении моему духовнику, на что услышала, что это вполне нормально и это необходимо, но делать это может только бесстрастный человек, каковым этот старец и является. Но от другого священника я услышала, что это не нормально, а одна из болезней церкви. Я решила не обсуждать это с простыми людьми, дабы не смутить никого и врага не порадовать. Мне порекомендовали написать письмо настоятелю Лавры и Патриарху о своем смущении и дабы еще раз обратить внимание на эту проблему. Но я пока этого не сделала по нескольким причинам. А для духовника порекомендовали найти и показать авторитетные статьи на эту тему.

Все это ввело меня в еще большее смущение, т.к в глубине души у меня полная уверенность в том, что все что я услышала от старца не может быть, там где пребывает Дух Святой. Когда общаюсь с духовником эта тема все время крутится в голове, но найти авторитетных статей по этой теме я не могу (ту что нашла http://old.russ.ru/journal/ist_sovr/99-02-09/babas.htm сказали не авторитетная).

Прошу Вас помочь разобраться в самой сути вопроса (подробная исповедь о сексуальной жизни) и, посоветовать как мне внутренне и внешне закончить и закрыть эту тему.

Благодарю и Прошу Ваших молитв!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ольга! Блудная страсть, не возникает в душе, как отвлеченное понятие, а всегда проявляет себя через конкретный образ. Страсть не идея, а состояние, которое может выразиться через воображение, рисующие блудные картины. Демон блуда – неугомонный живописец. Фантазия, воображение, воспоминание картин прошлых грехов – это стихия секса, захват страстью души, обессиливание воли и какой-то паралич рассудка. Поэтому одно из аскетических правил – борьба с воображением.

Что же касается таинства исповеди, то она должна быть полной, чтобы духовник знал, в чем согрешил кающийся. Сор надо выгребать из углов, а затем выбросить вон, иначе он будет гнить и заражать дом смрадом. Исповедь в грехах необходима, но возникает вопрос, в какой форме она должна быть произведена. Грех надо назвать своим именем, но не рисовать как картину. Все подробности и детали, которые не относятся к тяжести греха, на исповеди рассказывать не уместно.

Уже в Требнике ранневизантийского периода, который приписывают Константинопольскому Патриарху Иоанну Постнику дан перечень плотских, в том числе сексуальных грехов, однако он написан сдержанным и предельно лаконичным языком: названы грехи и епитимии, которые полагаются за них.

Думаю, что на исповеди достаточно перечислить и назвать грехи, но это надо сделать без утайки. Целомудрие – одно, а ложный стыд из самолюбия – другое. Целомудрие боится оскорбить Бога порочной мыслью, хотя бы воспоминанием; ложный стыд боится унизить себя в глазах духовника. Раны необходимо открыть, но это вовсе не значит, что надо смаковать их гной. К исповеди надо подготовиться заранее и составить ее так, чтобы она была одновременно и откровенной и внутренне целомудренной. Если трудно исповедовать плотские, особенно извращенные грехи, то можно попросить духовника принять письменную исповедь.

Будем откровенны: человек интуитивно чувствует, с какой целью его расспрашивают о подробностях греха. Если сердце подсказывает, что в расспросах сексуальный интерес, то от такого духовника надо держаться подальше. Но есть и другая противоположная опасность: что человек, оправдывая себя стыдливостью, будет скрывать или приуменьшать свои грехи, и они останутся неисцеленными. Человек, якобы защищая себя и духовника от искушений, просто напросто боится пережить стыд раскаяния, боль ложного унижения.

Есть миф об Одиссее, который должен был проплыть между двумя чудовищами – Харибдой и Сциллой. Харибда захватывала несколько человек с палубы корабля, а Сцилла глотала весь корабль. Харибда – это исповедь с сексуальными подробностями, во время которого у человека появляются какие-то мутные чувства в душе. Сцилла – сознательное скрытие грехов, когда человек уходит с исповеди, не расставшись с грехами, и уносит их с собой. Между тем, после искренней, полной исповеди у человека после стыда и боли, нередко мучительных,
возникает чувство внутреннего покоя и радости, чувство возвращенной чистоты.

Поэтому духовник должен при надобности напоминать человеку о плотских грехах, но напоминать осторожно и целомудренно. Мы должны отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Современный человек становится все больше сексуальным. От эротических картин и представлений не защищены даже дети. Грех перестает казаться чем-то постыдным, неестественным и безобразным. Люди все более привыкают считать его естественным и он не вызывает чувства отвращения и глубокого покаяния.

Уже в видении Феодоры, описанном много веков назад, бесы блуда хвастались в том, что они приносят в ад больше добычи, чем все остальные бесы. Что же сказать о нашем времени – времени фрейдизма и нью-эйдж?

Итак, перед исповедью следует заглянуть в свою совесть и вспомнить о Страшном суде, на котором откроется вся изнанка человеческойдуши, но покаяния и прощения уже не будет.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили