Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[14/05/2011] Станислав спрашивает:
Здравствуйте, о. Рафаил!
Я человек верующий, хожу в храм, молюсь, соблюдаю посты, но одна вещь меня очень сильно тяготит. Часто по утрам, просыпаюсь раньше и начинает меня снедать какое-то внутреннее беспокойство(часто просто неосознанное). Не раз и не два Господь откликался на мои просьбы, помогал в тяжелых ситуациях, вразумлял, указывал путь. Но какая-то внутренняя гнусность осталась неистребима внутри и сеет внутри какое-то недоверие к Господу и сомнения. Как мне это истребить и бесконечно довериться Господу?
Сердцем понимаю и ощущаю любовь к Господу, а ум, рационализм все отравляет. Пытаясь развеять уныние я усиливал молитву, чтение святоотеческой литературы, пытался чаще ходить в храм, но эффект достигался совсем иной. Наступало какое-то пресыщение, ум рассеивался, руки тянулись совсем к другой литературе. Если ходил в храм только во воскресеньям, то к каждой литургии успевал по ней соскучиться, появлялась опять радость. Если ходил в храм 2-3 раза в неделю, то ощущение новизны пропадало, появлялось чувство работы по обязанности.
Спасибо, о. Рафаил, храни Вас Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Станислав! Я думаю, что вы, поверив в Господа, стали только формально исполнять предписания Церкви, но забыли о самом главном – об очищении от страстей своего сердца. А страсти подавляют духовные чувства, как бурьян в саду заглушает цветы. Надо сказать, что страсти разнообразны. Бывают грубые чувственные страсти, бывают более тонкие душевные страсти, но все они препятствуют соединению сердца с благодатью Божией. Вы одно переменили – стали верующим, но другое оставили – свою внутреннюю жизнь, вот она и остается оккупированной привязанностями к этому миру.
Страсти подавляют дух, но могут уживаться с душой, и мне кажется, что ваше удовлетворение от редкого посещения храма подтверждает это. Душевные чувства, в том числе с религиозным содержанием, пресыщают человека, а духовные чувства наоборот: они жаждут всегда быть соединенными с благодатью, не разлучаться от нее, насыщаться ей; такой человек стремится как можно чаще посещать храм, все больше времени уделять молитве.
Душевные чувства говорят: «Довольно!», а духовные чувства ненасытимы. Вы говорите, что у вас по утрам возникает какое-то неопределенное беспокойство – это симптом внутренней раздвоенности и подсознательных противоречий. Христианин, проснувшись, первую мысль должен обратить к Богу, освятить день молитвой так, как в ветхозаветный храм приносили первые снопы после жатвы.
Как я сказал страсти нельзя отождествлять только с грубыми влечениями как чревоугодие и блуд; они могут питаться излишней привязанностью к искусству, поэзии, науке и т.д., когда человек отдает им все свое сердце и оно засыхает как сорванный цветок.
Вот попробуйте. Найдите в себе то, что сопротивляется вашему христианству, то, что хочет захватить ваше сердце и отлучить его от Бога; осознайте и определите его и начните борьбу с ним. В настоящее время издано много духовной литературы, которая может оказать вам помощь. Попробуйте начать с «Добротолюбия», а если оно вам покажется тяжелым, то читайте творения Иоанна Златоуста, где освещены почти все проблемы христианской нравственности.
Если вы хотите, чтобы ваша духовная жизнь шла быстрее и успешнее, то изберите себе опытного духовного руководителя и исполняйте все его слова, как больной должен принимать лекарства точно по назначению врача, чтобы справиться с болезнью.
Помоги вам Господи.
|