Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[17/04/2011] Вера спрашивает:
Благословите, о.Рафаил!
Моя духовная жизнь встала, и возможно, из-за моего лицемерия. Не так давно меня преследовал страх перед душевнобольной женщиной, которая преследовала меня, даже в храме, и из-за этого я перестала ходить в храм, и боюсь особо молиться, вдруг снова начнется это искушение. Я, как на грех, боюсь душевнобольных, даже болею от страха – а их сейчас не изолируют. Мне нельзя идти в другой храм, я здесь на клиросе, и бесполезно, это уже во втором храме так. Я без того любви не имею, а теперь подозреваю ближних и к месту, и не к месту, стала злой и раздражительной.
Слова молитв мной творятся механически (и тогда я тщеславлюсь, что молюсь, боюсь не вычитать должного количества), либо опускаются вовсе (тогда я жалею, но заставить себя молиться не могу), мне кажется, что я лицемерю и нужно жить как все.
Практически все силы отдаю работе. У меня не получается заставить себя полюбить то, чего я боюсь. Это длится уже несколько лет, особенно последние полтора года, после смерти отца. Может, это связано с тем, что я не исполняю благословений (не молюсь как следует, не читаю нужного, не занимаюсь иконописанием, как благословили)? Я пыталась, но это не проходило. Знаю, что с адом нельзя договориться, но преодолеть этот кошмар никак не могу, живу с оглядкой. Вот, сбивчиво получилось, простите. Что мне делать?
Помолитесь, батюшка, об отр.Валентине и р.б.Антонине.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вера!
Нужно бояться порочных людей больше, чем душевнобольных. Душевнобольные шумят, кричат, но редко причиняют действительное зло, по крайней мере, не чаще чем здоровые. Нужно приучить себя говорить с ними спокойно и ласково. Надо также не бояться осенять их крестным знамением; а если все-таки кто-нибудь полезет драться, то в сердце кричите: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Страх, если он не имеет разумного основания, показывает, что у нас нет крепкой веры в промысл Божий. Лучше даже, если один раз ударит сумасшедший, чем все время держать себя в состоянии стресса и страха; к тому же, сумасшедший может встретиться не только в храме, но и на улице, что же нам делать – сидеть дома?
Не бросайте клирос – он земная тень ангельского хора. Чтобы полюбить другого, надо помнить, что он образ и подобие Божие, что земные обиды это пыль и прах по отношению к вечной жизни, что непрощенная обида будет препятствием для прохождения мытарств. Надо о наших обидчиках не говорить ничего плохого ни в глаза, ни за глаза. Если они верующие, то следует написать их имена рядом со своими родными и подавать на церковную службу, а если неверующие, то молиться об их обращении.
Что касается неисполненных благословений, то надо набраться решимости и исполнять их, не откладывая на будущее. Здесь самое трудное – начало.
Призываю на вас Божие благословение. Взаимно прошу ваших молитв.
|