Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[17/04/2011] спрашивает:
Благословите отец Рафаил.
Воцерковляясь, мы чаще участвуем в таинствах, чаще посещаем богослужения, больше молимся дома, одним словом очищаемся от прежних страстей и становимся на шаг ближе к Господу и соответственно становимся лучше тех, которые вообще в Бога не верят.
Но святые отцы учат нас, что мы должны чувствовать себя «ниже всех», «грешник из грешников» и т.д. Как эти два понятия совместить вместе?
Спаси Господи.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Первородный грех глубоко поразил человеческую природу; он стал внутренним фактором его душевной жизни. Но обычно мы видим только внешние проявления греха через слова и поступки. Корни греха на уровне желаний, стремлений и страстей часто скрыты от нас, как будто покрыты густым мраком.
Одно из первых действий благодати в душе человека – это видение своих грехов. Чем ближе человек к Богу, тем глубже он видит свою душу, тем при свете благодати яснее становится для него грязь грехов и пороков, скопившихся на дне души.
Преподобный авва Дорофей приводит приблизительно такой пример. Человек входит в комнату, где нет света. Он не видит в темноте грязи и беспорядка, и только когда приоткрывает окно, то перед его глазами открывается скопившаяся нечистота. Чем ярче свет – тем яснее он видит пятна грязи и клочья паутины. А если в комнату проник луч солнца, то в этом луче видны тысячи маленьких пылинок.
Чем ближе человек к Богу, тем он яснее понимает, как далеко он стоит от идеала христианина, и поэтому считает себя ниже и хуже всех. В этом причина плача святых о своих грехах. Надо сказать, что покаяние связано с очищением, поэтому душа вместе со скорбью о своем падении испытывает чувство радости о возрождении и возможности спасения.
Бывает и противоположное, когда совесть человека замолкает, как бы каменеет: он делает грехи, но не чувствует их, как труп не ощущает боли, а считает себя вполне порядочным и достойным человеком.
Один известный преступник и убийца, будучи смертельно раненым в перестрелке с полицией, успел перед смертью написать несколько слов, как бы свое завещание. И какие были эти слова? – «Я не сделал ничего плохого, а все преследовали меня». Значит, до своей физический смерти, он был мертв душой.
Помоги вам Господи.
|