Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[27/04/2011] Оля спрашивает:
Батюшка, мне уже 27 лет, а я всё никак не могу определиться в выборе жизненного пути. Мне встречались очень хорошие молодые люди, предлагали замуж, но я всем отказала. Я очень люблю монашество, но я до него не доросла и не готова, хотя сначала (думаю, по гордости) была горячность несколько лет назад.
Недавно мне один священник сказал, что у меня страх к браку и корни этого страха из моей семьи (мои родители в разводе), и мысли мои о безбрачном пути именно из-за этого, что до иного я и близко не доросла. К тому же я очень труслива и нерешительна. Что вы посоветуете мне делать?
Спаси вас Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ольга! Возьмите два листа. На одном напишите, что вы предполагаете получить от монашества, почему вы стремитесь к нему, что вы видите в нем, какую радость оно может дать во временной и вечной жизни – особенно в вечной; чего вы боитесь, избрав монашеский путь, какие негативы видите в современной монашеской жизни. Конечный результат монашеской и мирской жизни – встреча неизбежного для всех часа смерти: где вы хотите его видеть: в монастыре или в миру, в монашеской мантии или среди своей семьи.
На втором листке напишите, какое счастье вы видите в браке, чем он привлекает вас, что вы хотите и ожидаете от семейного образа жизни, как представляете отношение к супругу и воспитание детей. Вы напишите о положительных и отрицательных сторонах брака, как это вам представляется: какие радости может дать брак и какие скорби, что дает он для вечной жизни, и останетесь ли вы довольной своим выбором, когда будет подведен итог вашей жизни и наступит час расставания с ней. Подумайте над этим не торопясь, сравните одно с другим, это даст вам более ясную и полную картину.
Что касается горячего желания, о котором вы пишете, то оно вполне естественно для тех, кто любит монашество. Опасно только, если к этому желанию примешивается самомнение и горделивая мысль о своем особом избранничестве. С этими отростками гордыни надо бороться. Основа монашества – смирение, послушание и внутренняя молитва.
Что касается диагноза и прогнозов священника, о котором вы пишете, то, возможно, он сторонник модного теперь психоанализа, который душевную направленность человека объясняет впечатлениями, полученными в раннем детстве (будто человек детерминизирован собственным детством). В этих психоаналитических манипуляциях не учитывается и не может учитываться та главная сила христианства, которая называется благодатью – сила, изменяющая, возрождающая и преображающая человека.
Что касается боязливости, то помните, что без воли Бога не падет волос с головы человека. А когда в душе возникнет страх перед кем-нибудь, перед чем-нибудь, или вообще, как неопределенное чувство, то попробуйте перевести его в страх перед наказанием Божьим за грехи и нарушение Его воли. Это сразу может не получиться, но продолжайте делать и сам труд научит вас всему. Страх Божий, укоренившись в сердце, изгоняет страх человеческий, а вместе с ним тревогу и колебания.
Помоги вам Господи.
|