Вопросы и ответы: О молитве
[20/05/2011] Вадим спрашивает:
Благословите о. Рафаил! Помогите с вопросами:
1) По благословлению духовника выполняю правило (сх.Саввы), в которое входит 150 богородичных. Их читаю на ходу. По моей инициативе с благославления духовника в 2007 году я начал читать и Иисусову молитву, однако она читалась в оставшееся время. Не так давно мне стало сложно читать и богородичное и Иисусову молитву (мне кажется, что богородичное читать сложнее, ум рассеивается) - например, днем читаю Иисусову молитву, а на память приходит "Богородице Дева...". У меня возник помысл, что возможно следует попробовать сосредоточиться на Иисусовой молитве, а богородичное правило оставить - однако духовник сказал, что правило сх.Саввы отменять нельзя. Подскажите, как поступить?
2) Что можно предпринять для того, чтобы помысл не прокрадывался во время чтения Иисусовой молитвы?
3) Возможно Вы слышали о научном направлении - синергийной антропологии (основана на духовной практике исихазма (основатель – С.С.Хоружий). Что можете сказать о его соотношении с Православным учением?
Прошу молитв о супруге р.б.Людмиле, чадах мл.Артемии, мл.Пелагии, Вадиме. Продолжаем молиться за Вас.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим!
1. Преподобный Серафим Саровский благословлял своим духовным чадам читать 150 раз в день молитву «Богородице Дева…», а, в крайнем случае, 40 молитв. Эта молитва имеет большую силу и помогает навыкнуть Иисусовой молитве. Вы можете разделить 150 молитв на несколько частей и прочитать их в течение суток.
Иисусова молитва является сосредоточением всех молитв и сокращением Евангелия. Когда при чтении Иисусовой молитвы приходит на память Богородичная молитва, то можно обратиться к Божией Матери, а затем продолжать Иисусову молитву. Но я думаю, что если читать Иисусову молитву с должным вниманием, то ничто не будет отвлекать от нее ум. У вас двойное благословение на чтение Богородичного правила, поэтому я ничего больше не решаюсь сказать об этом.
2. На молитве надо помнить, что мы стоим перед лицом Божиим, и нам внимает Бог. Один старец, когда у него начиналась рассеиваться молитва, останавливался и говорил себе: «Вспомни, душа моя, с Кем ты беседуешь», и после этих слов как бы пробуждался.
3. Что касается концепции и вообще дискурсивного метода Хоружия, то я боюсь давать ему какую либо оценку. Этот автор обладает завидной эрудицией, но, по моему мнению, его дискурсия и логика это не «логоизм» святых отцов, а нечто чуждое и привнесенное по отношению к исихазму. Его категории и терминологический язык, взятые из других источников, не могут адекватно выразить сущность и глубину исихазма.
По моему мнению, само содержание рождает форму и метод. Исихазму чужд рафинированный интеллектуализм. Исихазм это стяжание духовного, божественного света; а свет интеллекта – это душевный свет, грубый и оземленный. Через логические построения, через дедукцию и индукцию, анализ и синтез невозможно получить правильные понятия о божественном свете.
Исихия это достояние духа, пробужденного в молитве и безмолвии, духа, который может отразить в своих глубинах свет Божества. В вопросе об исихазме мне вспоминается мудрое правило: «Если хочешь иметь сведения о медицине, слушай профессора: а если хочешь вылечиться – слушайся практикующего врача».
Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Благодарю за молитвы. Помоги вам Господи.
|