Вопросы и ответы: Общие вопросы
[02/02/2010] Юрий спрашивает:
Здравствуйте, дорогой отец Рафаил! Багословите!
1. 25 марта (2009 года) Синод Украинской Православной Церкви внес в святцы имена новых святых. Среди них: схимитр. Серафим (Мажуга), схиарх. Андроник (Лукаш), схиарх. Серафим (Романцов). Так что теперь прославлены 16 глинцев.
Ковчежец с частичками мощей девяти из них уже в Дивеево, частицы будут отправлены на Валаам, на Соловки, в три храма Москвы.
Некоторое время назад вы благословили составить доклад о глинских старцах. Доклад «Старчество как одна из форм монастырского социального попечения на примере Глинской пустыни» написан, вкратце опубликован в одном из сборников, и полностью (по частям) в местной газете под названием "Чему учили народ глинские старцы". Суть – главное в монастырях – не их благотворительность и социальное попечение, а то, чему учили народ. А сердцевиной поучений глинцев была Иисусова молитва.
2. Не могу уяснить – как относится к беседам о. Саввы (Остапенко) в уединенных местах Москвы с ангелом-хранителем. (Из жизнеописания).
3. Если в Святых Дарах Христос находится всем Своим Божеством, то почему этого нельзя сказать о Его имени?
Спаси Бог!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий!
1. Благодарю вас за сообщение о Глинских старцах, жизнь которых была тесно связана с Грузией. Если можно то напишите мне имена всех 16 глинских монахов, прославленных Церковью. Хотелось бы иметь ваш доклад о Глинской пустыни. Я также считаю, что православие могут проповедовать только подвижники; у нестяжавших благодати слова не будут обладать животворящей силой.
2. При встречах со мной отец Савва никогда не говорил о том, что беседует с ангелом-хранителем. В его книгах, насколько я знаю, также нет никаких упоминаний об этом.
3. Если бы Христос пребывал в своем имени также, как в святых дарах всем Своим Божеством, то тогда святые дары были бы излишни – человек причащался бы через имя. Если имя Бога было бы богом, то тогда ненужно было бы воплощение и распятие – достаточно было бы дать миру обожествляющее людей имя, в котором пребывает все Божество. Имя это символ, указывающий на сущность или главное свойство именуемого, но не сама субстанция. Советую вам прочитать книгу святого Дионисия Ареопагита «О божественных именах». Отождествление имени и сущности приводит к рационализму Евномия.
Призываю на вас Божие благословение.
|