Вопросы и ответы: Общие вопросы
[01/02/2010] Василий спрашивает:
Почему Михаила Александровича Врубеля допускали даже к росписи православных храмов, а современных символистов и темных романтиков повсеместно именуют сатанистами?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Василий! Врубеля допустили к росписи не храмов, а храма в то время, когда его принадлежность к сатанинской секте была еще неизвестна, а ненормальность не проявлялась явно. Я назвал бы его псевдо-религиозную живопись «змеиной» живописью.
Надо сказать, что начало 20-го века было временем проникновения декаданса в искусство, а через щели стен храма декаданс иногда просачивался внутрь. В древности иконописцы были монахами. В 20-ом веке стали заказывать иконы и фрески у художников с громкими именами, в результате чего икона начала катастрофически терять свою мистическую глубину и духовное обаяние.
Меня удивляет не то, что заказчики захотели, а священноначалие допустило Врубеля к разрисовке храма, а то, что эту живопись, достоянную рассказа Гоголя «Вий», не счистили как копоть из преисподней со стен храма. Даже верующие светские художники, как Васнецов и Нестеров, не смогли проявить свой талант в иконописи и создали вместо икон несколько стилизованных картин, духовное значение которых, за немногим исключением, ничтожно.
Что же касается символистов и романтиков, то символизм и романтизм это литературные течения со своей методологией и направленностью, а не религиозные или оккультные учения.
|