Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Святой Троицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[02/02/2010] Юрий спрашивает:

Благословите, отец Рафаил.

Я благодарен вам, что посоветовали мне почитать Секста Эмпирика. А в одном из ответов на сайте вы дали высокую оценку книге Виктора Несмелова «Наука о человеке». Я нашел этот труд, очень нравится, читаю, надеюсь, с пользой. Несколько вопросов по книгам.

1. Каково ваше мнение о книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия» и о его двухтомнике о Восточных Святых Отцах? Пытаюсь одолеть… Отец Георгий, наверное, единственный из парижско-американской «когорты», кто остался без вашей характеристики…

2. Знакома ли вам книга протоиерея Иоанна Журавского «Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания»? Слышал, что ее автор вовсе не о. Иоанн.

3. Читали ли вы «Исповедь священника перед Церковью» арх. Спиридона Кислякова? На меня она произвела большое впечатление, но полностью согласиться внутренне никак не могу.

Храни вас Господь!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! Книга Несмелова «Наука о человеке» представляет собой значительное явление в богословии начала 20-го столетия. Однако я вовсе не считаю этот труд безупречным. У Несмелова антропология отличается от святоотеческого учения о человеке. Его доводы имеют субъективный характер, и их обаяние теряется, когда оказывается, что автор далеко не оригинален, а широко использует идеи современных ему протестантских богословов. Хотя Несмелов обещает следовать путем строгой логики, но выводы из его постулатов скорее экзистенциальны, чем логичны. Книга написана образцовым литературным языком. Эрудиция автора удивляет; каждая деталь его конструкции отточена, и, в тоже время, эта книга выходит из колеи святоотеческого богословия, и мысль Несмелова продолжает путь по бездорожью. Простите за шутку, но Несмелов в богословии слишком смел, и, в конце концов, эта смелость оборачивается против него самого. Экзистенциализм особенно чувствуется во второй части книгеи «Наука о человеке».

1. По моему мнению, труды протоиерея Георгия Флоровского являются ценным вкладом в историю богословия и патрологию. Он один из наиболее ортодоксальных богословов парижско-американской богословской школы; но слово «наиболее» не значит «вполне», а является только сравнением с представителями неомистрийского братства. Язык Флоровского похож на тонкую мозаику – прозрачную и глубокую, но местами он становится аморфным, капризным и женственным, когда нужно улыбнуться в сторону экуменизма. Книга Флоровского «Пути русского богословия» до сих пор остается наиболее содержательным трудом по этой теме. Надо заметить, что вышеуказанная книга имеет значительную лакуну: в ней проигнорированы сочинения протопопа Аввакума и его учеников, которые сами по себе представляют богословскую библиотеку и без знания которых невозможно правильно понять полемичность русского церковного богословия 18-го и 19-го веков.

2. Мне знакома книга протоиерея Иоанна Журавского «Тайна Царствия Божия», а также мнение, что автор не он, а монах с Кавказа. Я познакомился с этой книгой еще в юности, когда она была напечатана в Самиздате, и тогда она поразила меня своей духовной красотой.

3. «Исповедь священника перед Церковью» архимандрита Спиридона Кислякова производит впечатление, что ее автор психически нездоровый человек, который живет в сфере своего страстного и увлекающегося воображения. Это похоже на то состояние, которое называется у святых отцов прелестью и обычно является плодом своеволия и непослушания, соединенного с целеустремленностью, самоуверенностью и разгоряченной мечтательной душевностью. Он пишет в своей исповеди: «Ни один христианин не может быть христианином, если его жизнь в чем-либо разнится от жизни Самого Христа». Такой максимализм вообще отрицает реальное существование христиан. Святой Игнатий Брянчанинов пишет, что люди, находящиеся в прелести, начинают свой путь с конца, а именно, не пройдя огненного покаяния, начинают говорить о любви Божией, чуть ли не бросаются в объятия Божия. Святой Игнатий предупреждает, что такая любовь ложная и обманчивая – она свойственна для западных подвижников; тогда, как путь восточного аскетизма – очищение своего сердца от грехов, видение своих страстей и борьба с ними, умалчивание о своих видениях, если они были, и скрытие своих добродетелей от глаз мира. Я считаю «Исповедь» опасной книгой, которая может прельстить души горячие, но неопытные, и ввести их в состояние самопревозношения, которое человек воспринимает как любовь Божию и свое избранничество. Некий монах сказал старцу: «Когда я читаю Евангелие и вижу имя Иисуса Христа, то из глаз моих начинают литься слезы». Старец ответил: «Имей при себе платок, чтобы не портить страницы книги».

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили