Вопросы и ответы: О молитве
[26/01/2010] Ксения спрашивает:
Недавно я заказывала по своему обыкновению на православной выставке,которая проходит в Печерской Лавре годовые поминальные службы за своих родных и знакомых. Я постоянно так делаю с тех пор как пришла к вере и трачу на это часть десятины (а часть на книги).
И вот, монахиня, которая записывала имена спросила у меня - имею ли я на это благословение священника. Она также сказала, что на каждое имя, которое я подаю нужно брать благословение и что вообще этого делать нельзя, т.к. я принимаю на себя искушения тех людей за которых подаю записки, и что молиться нужно только за себя, а остальные пусть молятся за себя сами.
Я не очень-то ей поверила, но все-же на первой ближайшей исповеди спросила об этом у батюшки. Каково же было мое удивление, когда батюшка начал отвечать буквально словами той монахини. Он сказал, что молиться я должна только за себя, а остальные пусть молятся за себя сами. А за всех молятся только священники и если тебя об этом попросят. Он еще сказал, что это бесовское искушение для того, что-бы отвлечь силы человека от своего собственного спасения.
В рамках исповеди у меня не было возможности выяснить у него детали, т.к. как обычно, была очередь к батюшке, но мне многое в этом не понятно и удивительно. Не могли бы Вы прокоментировать и объяснить эту ситуацию более подробно. Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ксения! У нас есть апостольская заповедь: «Молитесь друг за друга». Когда мы читаем молитву «Отче наш», то говорим не «я», а «мы». Я заметил, что чем меньше люди разбираются в духовных вопросах, тем свободнее выступают в роли советчиков и учителей. Слова священника, сказанные вам, для меня также непонятны; что он имел в виду – не знаю. Возможно, он боялся, что вы переутомите себя или, взяв подвиг больше сил, можете впасть в гордыню. Но святые отцы советовали: если ты делаешь доброе дело, а тебя мучает тщеславие, то не бросай доброе дело, а упрекай себя в превозношении. Церковь есть как раз то духовное единство, где молитва каждого идет за всех, а молитва всех – за каждого.
|