Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[18/02/2009] ольга спрашивает:
Благословите.
1. бог, через пророков говорил о своем воплощении, что же помешало поверить людям в это, что значит грубость сердца?
2. кому молился Христос для чего и кому?
3. дал власть изгонять бесов, и вдруг не смогли изгнать...но постом и молитвой изгоняются, я запуталась власть дана а изгнать не получаеться.
4. почему не мог совершить ни какого чуда... но ведь одержимым и которые умерли у этх людей тоже отсутсвовала вера, но излечивал ведь этих людей и воскрешал.
5. почему по вере и молитвам хоть маленьким трудам не получаем просимое, ну неужели все просим во вред. простие пожалуйста меня неразамную.
6. каким образом увеличивались хлебы?
7. для чего же тайну о Христе надо настолько утаивать и усложнять и еще больше делать таинственной неудобовосприимчивой.
Спасибо
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ольга! Начну ответ с замечания. Бог пишется с большой буквы, а не с маленькой прописной, как в вашем вопросе. Возможно, что это ошибка компьютера, но если здесь отражено ваше личное отношение, то вряд ли мои ответы помогут вам.
1. Апостолы обращались с проповедью к иудеям и язычникам. Иудеям мешала национальное превозношение и неверно понятая идея избранничества (истинное избранничество – служить, а не властвовать); язычникам-эллинам – культ страстей, эстетизированных в их религии, а языческой интеллигенции и аристократии – интеллектуальная гордость. Грубость сердца - это глухота сердца, которое не слышит тихого голоса духа, как не слышан шепот за глухой каменной стеной. Такому сердцу более сродны крики и гул страстей – это его стихия.
2. Молитва Христа это молитва Сына Человеческого к Своему Небесному Отцу. Но можно также сказать, что Христос молился Триипостасному Божеству, представляя в молитве человеческий род. Содержание молитв, кроме Гефсиманской, не открыты нам, но можно предположить, что Христос, как Человек, молился о спасении человечества, о тех, кто может и готов принять евангельскую весть.
3. Чудеса нужны для неверующих, а не для верующих. Господь дал ученикам власть изгонять бесов, посылая их на проповедь к иудеям, как свидетельство о Своем мессианском достоинстве и истины Евангелия. В других случаях Господь требовал для исцеления веру. Апостолы усомнились в том, могут ли они изгнать лютого беса из одержимого – также как Моисей, рукой которого Господь творил дивные чудеса, вдруг в пустыне заколебался: может ли от удара жезла потечь вода из камня. Господь укорил апостолов в малодушии, как и Моисея. Но следует учесть, что это было до дня Пятидесятницы, пока еще апостолы не облеклись силой Духа Святого. В этом евангельском повествовании содержится урок для нас. Оружие против демона – молитва и пост. Мы также должны осознать недостаточность своей веры, и просить, чтобы Господь умножил ее.
4. Господь не совершил чуда в Назарете по той причине, что даже явные чудеса не могли бы привести этих людей к покаянию и вере, а, напротив, только лишь усугубили бы их вину.
5. Ни одно слово искренней молитвы не пропадает даром; но Господь исполняет ее по Своей премудрости и любви – так, как нам полезнее и когда нам нужнее. Самое высокое достоинство молитвы заключается в том, что через нее мы общаемся с Богом. Если просимое в молитве почему-то неполезно для нас, то Господь исполняет ее по-другому, когда решается судьба о нашем вечном спасении. Так что, как будто неисполненная молитва может на самом деле оказаться для нас самой драгоценной.
6. Умножение хлебов это чудо, а чудо не объяснимо, иначе оно перестало бы быть чудом.
7. Духовный мир недоступен для нашего маленького, ограниченного рассудка; это область сверхбытия, которое не в силах адекватно отразить человеческое слово. Но мы можем несколько приблизиться к пониманию духовных реалий через символы и образы, метафоры и аллегории – язык, похожий на шифр. Чтобы познать духовный мир – сам человек должен стать одухотворенным. Уже древние мудрецы говорили: «Чтобы познать прекрасное – ты сам должен стать прекрасным» (Плотин «Эннеады»). Если человек услышав, что в алтаре на престоле присутствует Божество, и решит, что иконостас и занавес закрывают от него Бога, и сорвет занавес, то, что увидит там – Бога? Нет – пустоту. И вы, отрицая мистическое и таинственное, увидите только пустоту, как отражение того, что в душе.
Упрощение не делает тайну понятной, а напротив, еще более недоступной. Тайну о Христе можно понять по мере стяжания благодати, чему должна быть посвящена вся жизнь христианина. Для нигилиста, лишенного мистических интуиций, не существует ничего за пределами его юркого рассудка и сенсорных рецепторов.
Помоги вам Господи.
|