Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[27/02/2009] И.Д.К. спрашивает:
Сначала я хочу поблагодарить Вас за то, что вы отдаете Ваше время и силы чтобы помочь нам лучше понять Веру и мироздание. Я хотел бы задать следующий вопрос:
Господь всемогущ и всеведущ. Он знает, что было что есть и что будет. И это Господь создал души человеческие, которые "поселил" потом в тела. Получается Он сам наделил людей всеми пороками и искушениями. А поскольку Бог всеведущ, Он уже в условный момент создания души знал, что с этим человеком будет. Получается, что Господь создал порочную душу и сам обрёк её на вечные страдания в аду. Но Господь милосерден, тогда зачем ему создавать грешников?
Архимандрит Рафаил отвечает:
В вашем вопросе содержится принципиально важная ошибка. Вы считаете, что Бог сначала создал души людей, а потом посылает их в тела. Это одна из ересей Оригена, называемая "предсуществованием душ". На самом деле душа творится Богом в момент зачатия, при соединении мужского и женского начал. Мужское семя является главным фактором оплодотворения и передачи адамова греха; женское – материалом, но не пассивным, а активным материалом, участвующем в формообразовании человека. Душа едина и монолитна. Бог творит бессмертную сущность души, ее субстанцию, а через генетический код человек получает акцидентальные свойства и качества(те, которых могло не быть, от которых не зависит субстанция с ее атрибутами). Грех представляет собой акциденцию; но по закону рождения и преемственности, он стал фактом и трагической реалией для человечества. Если Бог творил бы человеческую душу без участия родителей, то человеческий род перестал бы быть генетически единым, а каждое рождение стало бы автономным, изолированным творением – выпавшим из цепи звеном. Если бы человеческую душу творили бы только родители по программе, запечатленной в генетических кодах, то тогда человек был бы слепком своих родителей, обусловленным наследственностью, а не новой, уникальной личностью. Человечество – множество во единстве и единство – во множественности. Единство человеческого рода в хроносе осуществляется через передачу эстафеты жизни от родителей детям, от одного поколения другому. Вам кажется несправедливым нести ответственность за грехи праотцев и в следствии этого необходимость духовной борьбы с грехом . Но Бог не оставил нас беспомощными. Он дал нам возможность побеждать грех через благодать, и великие обетования, которые намного превышают все наши труды и все тяготы земной жизни. Чтобы уничтожить грех другим путем – надо уничтожить само человечество. Упрекая Бога за создание порочной души, вы тем самым требуете жестокую селекцию по отношению к грешникам со стороны Бога; но тогда погиб бы весь мир, пораженный грехом, и вместе с ним – мы с вами. Вы хотите, чтобы грех не передавался из поколения в поколение, но тогда по справедливости не могли бы передаваться благословения, которые были даны нашим праотцам, и обетования, которых мы не достойны. Если отказываетесь от адамова греха, тогда откажитесь и от Христа, Который искупил нас. Если взываете к закону справедливости ("почему я должен нести грех предков"), тогда откажитесь и от вечной жизни и рая: ведь по справедливости мы тоже не заслуживаем их ни своей жизнью, ни своими трудами.
|