Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[31/01/2009] Вадим спрашивает:
Здравствуйте о.Рафаил!
Правильно ли я понимаю, что Тело и Кровь Христовы хотя и являются истинными (плотью и кровью), но с учетом того, что Иисус прошел к ученикам через стену, то мы можем говорить о субстанции боле духовной нежели плотской т.к. Бог бесплотен в абсолютной степени и даже ангелы как бы имеют плоть по сравнению с Богом.
И еще хотел уточнить по поводу рождения Христа. Должна ведь была быть душа, которая дается в момент зачатия. Т.е. душа Христа человека и Ипостась Бога как могли "взаимодействовать"? Душа Христа человека по идее должна как бы сраствориться во Христе Боге. Что-то нигде не могу ничего найти по этому вопросу. Как все-таки объясняется этот момент?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! Нам достаточно верить, что Христос по Воскресении имел человеческое тело, такое же как при Его рождении и распятии. Мы воскреснем также в наших телах, не в других, а в тех же, только одухотворенных. Господь и при Своей жизни мог бы телом Своим проходить через стены так, как Он, будучи на земле, перешел через Галилейское море на другой берег. Господь после Воскресения прошел через стену иерусалимской горницы не из-за изменившейся субстанции Своей человеческой плоти, а благодаря Своим божественным силам. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что Плоть Христова животворящая в том значении, что через нее совершает чудеса и животворит Божество.
Душа Христа входит в понятие Плоть Христа. Человеческая душа Христа была сотворена в момент зачатия вместе с Телом Христа. Советую вам прочитать сочинения святого Григория Богослова и святого Василия Великого против ереси Аполлинария. Помоги вам Господи.
|