Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[02/04/2008] Сергей спрашивает:
Благословите, отче.
Если мы говорим о Церкви как о Теле Христовом, т.е о теле Сына - Ипостаси Святой Троицы, то можно ли предположить, что именуемое Природой (в отличие от человека) суть тело другой Ипостаси - Духа Святого? И именно соединение этих тел в синергии с Богом (по св.Григорию Паламе) есть истинное призвание человека в деле Божественного домо-(или - тело-?)строительства? В своем единстве Церковь и Природа и образуют Тело Господне, Тело всех Трех Ипостасей, в которое органически вольется человек. Не богохульствую ли я, размышляя так?
Во всяком случае, у меня есть некоторые оправдания для такого взгляда как в Священном Писании, так и в современной науке...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Божество безтелесно. Природа и тело – не одно и тоже. Одна из ошибок Тертуллиана было то, что он приписывал Божеству телесность. Выражение, «Церковь – Тело Христово» метафорично, а именно, Церковь также близка к Христу, как тело к душе. Видно, что вы не знакомы с Катехизисом и не считаете нужным сделать это. Нельзя заниматься интеллектуальными опытами в области теологии, не изучив ее основ. Но если вы серьезно их изучите, то охота к экспериментам отпадет. Вы спрашиваете: «Не богохульствую ли я, размышляя так?», думаю, что не богохульствуете, а не понимаете, что творение, в том числе человек не единосущен Божеству и не может войти в ипостась Божества, иначе тварная природа, имея свое представительство в человеке, то есть олицетворенное через человека, сделалось бы четвертой ипостасью Божества. Но если бы вы жили в Испании во времена Торквемады, то, возможно, инквизиция заинтересовалась бы вами. Призываю на вас Божие благословение.
|