Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[17/04/2005] Юрий Моргунов спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил, как, на Ваш взгляд, православному надлежит относиться к защите Отечества, ведь Христос не оставил на сей счет никаких заповедей, не показал и собственного примера - не препоясался мечом и не возглавил зилотов? В своей социальной концепции Русская Православная Церковь говорит о справедливой войне, аргументируя свою точку зрения только одним: нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Но «положить душу свою» - это значит пролить свою кровь, так как иудеи верили, что душа - в крови. Пролить кровь, но только СВОЮ. Написано ведь также: вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? И если мы называемся христианами и стремимся подражать Христу, то, может быть, и нам правильнее было бы поступить именно так – покориться, испив свою чашу? Есть ли для христианина разница – в каком государстве и при какой власти жить, если мы просто странники в этом мире? Отец Рафаил, можно Ваш ответ процитировать в православной газете «Курская быль»? Накануне 60-летия Победы мы задаем подобные вопросы разным людям. Если Вы против публикации, то ее, разумеется, не будет. Но ответьте лично мне, давно ломаю голову… Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Юрий! Каждый человек является одновременно индивидуумом - неповторимой личностью и, вместе с тем, членом общества той большой семьи, которая называется государством. Общество имеет право на самозащиту от внешних и внутренних врагов. Христианская кротость проявляется в прощении своих врагов, но когда обижают, притесняют или убивают других, то христианин должен проявить мужество и по мере своих возможностей защитить своих братьев. Среди святых мучеников много воинов, и Церковь никогда не порицала их за исполнение воинского долга. Что касается деятельности зилотов, то прочитайте об этом в книге Иосифа Флавия «Иудейские воины». Это – организация революционеров – террористов, которая под видом ревности к закону хотела установить диктаторское правление. Наиболее радикальную часть зилотов представляли т.н. кинжальники. Неудачной попыткой зилотов - установить диктатуру явилось восстание Вар Кохбы. При осаде Иерусалима Титом многие зилоты превратились в разбойников, грабящих и убивающих соотечественников. Зилоты стали более непримиримы к христианам, чем фарисеи и саддукеи, и именно гонение зилотов послужило причиной эмиграции христиан из Палестины. Что касается слов Христа апостолу Петра: «Вложи меч твой в ножны», то они имеют духовный смысл, а именно, что христианство не может быть распространено силой оружия, и что Христос не пришел на землю чтобы царствовать, а пострадать. Я не являюсь почитателем Владимира Соловьева, но перед своей смертью он написал произведение «Три разговора», которое отличается от всего, раннее написанного им. Мне по душе в этом триалоге первая часть: разговор генерала с князем. В этом отношении мой взгляд на допустимость войны совпадает с точкой зрения автора. Во время русско-японской войны в 1905г. архиепископ Токийский Николай Касаткин, причисленный к лику святых, охарактеризовав эту войну как общее несчастье, призвал японских христиан повиноваться законам своей страны и исполнять государственный и военный долг. Если желаете, то можете процитировать мой ответ, но я думаю, что он мало интересен.
|