Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[22/04/2005] Виктор спрашивает:
1.Является ли свободным выбор между добром и злом, если одно поощряемо, а другое наказуемо?
2. Если падение Адама есть следствие его свободы и безумия, то справедливо ли, чтобы трагическая греховность его потомков с потопом, жестокими войнами, католицизма и т.д. была бы следствием безумства, а не предопределение?
3. По Божьей милости и Вашим молитвам я иконописец, если у меня работа получается неудачной, то я смываю ее и пишу новую. Возникает естественный вопрос - зачем создавать Еву для тиражирования Адама, если он оказался неудачным, и не проще ли было его "смыть и задать нового" ?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Виктор!
1. Свободный выбор относится к нравственной автономии человека; а внешнее осуществление его зависит от многих обстоятельств.
2. Воины, катаклизмы, эпидемии и т.д. являются следствием грехов, накопленных человечеством. Вся история является сложным взаимоотношением добра и зла, соделанного людьми. Предопределение учитывает нравственный потенциал человечества на основании божественного предвидения, и дает каждому человеку наилучшее для его спасения, сообразуясь с состоянием его души. В божественной воле есть два аспекта: желание Бога и допущение Бога. Мировые трагедии относятся к допущениям, так как свобода человека не возможна без реализации добра и зла.
3. Вы приводите пример с неудачной иконой, которую вы можете смыть с доски. А если бы у вас родился неудачный ребенок, то согласились ли вы убить его, чтобы родить другого, более удачного? Или постарались бы сделать все, чтобы сохранить жизнь и дать здоровье первому. Адам и Ева принесли покаяние в своем грехе и вошли в небесное царство. Скорее, неудачником можно назвать демона, но он не тиражируются, так как Бог не создал диаволицу.
|