Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания



[14/04/2005] Виктор спрашивает:

Отец Рафаил благословите.
Спаси Господи за ответ. Простите, я видно недостаточно четко изложил первый вопрос, из-за стремления к краткости. Сущность моего вопроса не вписывается в семантическое поле метафоры преп. Иоанна Дамаскина. Поэтому я придал более адекватный характер, свободен ли Адам? - это не мой вопрос. Священное писание отвечает на него однозначно - да! Что же касается кальвинистского фатализма , то он, отрицая свободу, очень вольно толкует священное писание. Мне бы хотелось понять, каким образом, возможно, соотнести приведенные ниже мысли, предопределением, предвидением и божьей справедливостью?
1. Как уже отмечалось, Христос был предназначен на крестную смерть до создания человека
2. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: "Обладающий предвидением Бог, зная, что он (Адам) очутится в преступлении, и будет подлежать тлению, сотворив из него жену, помощницу ему и подобную ему: помощницу же для того, чтобы после преступления род (человеческий) сохранился через посредство рождения, сменяя один другой"
3. "И низвержен был великий дракон... и на землю, и ангел его низверженный с ним ", (откр.12, 7-9)
Почему же Бог создает Адама именно на земле и дьявола допускает в Рай?
4. Совершенно неопытный со злом Адам, однозначно, не мог победить хитрость, зависть и коварство могущественного дракона.
5. И, наконец, если предвидеть трагическую катастрофу всего человечества, как следствие непослушания Адама, то почему не охранять бы запретное дерево, подобно тому, как сегодня огненный херувим охраняет врата Рая?
С уважением Виктор


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Виктор! Призываю на вас Божие благословение.
Попробую ответить на ваши вопросы:
1. Бог сверхвременен, Его бытие лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего; в Нем нет «до» и «после». Поэтому выражение о том, что Бог предвидел до какого-то времени – это приспособление к человеческому разуму и языку. Бог видит все во всей полноте, поэтому крестная смерть Спасителя в мысли Божией пребывала всегда.
2. Адам был создан с потенциальной возможностью падения, но без фатальной необходимости падения. По словам одного отца, кажется Иоанна Златоуста, милость Божия настолько велика, что не может быть связанной с человеческим безумием. Злоупотребление свободой не могло служить препятствием для дарования людям богоподобного свойства нравственной свободы. Конфликт между идеальным предназначением Адама и фактом его падения был предвиден Богом. Но если бы предвидение повлекло бы за собой уничтожение предопределения, то мир не был бы создан. Что касается слов преподобного Иоанна Дамаскина, то отвечу примером. Акробата стараются уберечь от смерти тем, что на землю кладут циновку, чтобы в случае падения он бы не разбился, предвидя возможность падения с высоты. У Бога предвидение стоит на степени всезнания, поэтому он готовит средства к спасению уже заранее.
3. Земля была дана Адаму как трамплин для восхождения на небо по лестнице духовных совершенств. Испытание от демона явилось реализацией свободы Адама. Преодоленное испытание возводит человека на более высокую ступень.
4. Для Адама было достаточно послушание Богу и веры в Его слова. Адам был побежден гордым желанием стать как Бог. Поэтому падение Адама вовсе не было неизбежно, тем более, что грех еще не отравил его духовно-физической природы, а действовал извне.
5. Если бы древо познания и зла было бы недоступно для Адама, то заповедь Божия оказалась бы фикцией, где не участвовала бы свободная воля, избирающая добро и зло.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили