Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[31/07/2007] Дионисий спрашивает:
Отец Рафаил,благословите.
И Вы,и очень авторитетные православные богословы говорили и говорят, что
"Богоподобие требует свободного выбора между добром и злом. Без свободной воли понятия добра и зла вообще исчезают; остается одно - необходимость. Как бы точен не был механизм, вы не сможете назвать его добрым. Свобода не иллюзорная, а реальная содержит опасность выбора зла. Но без этой опасности, то есть без внутренней свободы, человек был бы не личностью, а предметом."-(это Ваши слова),
также говорят что Образ Божий-это свобода,а Подобие Божие- её реализация в Боге.
Но ведь эта свобода, свобода выбора- есть проявление гномической воли,воли выбора.А ее-то у Бога нет.Бог-Личность,но Он не выбирает между добром и злом,Он Сам-Добро.Господь наш Иисус Христос,Новый Адам никогда не мог согрешить,даже теоретически.
Почему же тогда свобода выбора (гномическая воля) считается богоподобной?
Почему сотворенный по образу Божьему человек без опасности выбора зла не может быть свободным,тогда как Бог свободен и без неё?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дионисий! Прежде всего, я должен сказать вам, что вы допустили ошибку в ключевом понятии вашего вопроса, а именно, вы считаете, что образ Божий – это свобода. Никакие «авторитетные богословы» так не говорят. Свобода – это не образ Божий, а возможность внутреннего самоопределения, а также выбор решений; чаще всего, этот выбор относится к духовным и нравственным проблемам. Поэтому, для того, чтобы уяснить понятие гномической воли, вам надо сначала определить, что такое образ Божий в человеке. Основным источником и критерием для этого являются Символические книги Православной Церкви (здесь символ – образец). Только экзистенциалисты, вроде Бердяева могут говорить о свободе, как образе Божьем, именно потому, что для них свобода – это главный принцип и универсум, который созидает саму сущность человека. А Бог для значительной части экзистенциалистов – агностическая идея, которая существует не объективно, а в представлении человека, неразрывно с ним, то есть, без человека Бога нет. Я советую вам также уяснить, какими гностическими способностями обладал Адам до и после грехопадения, и чем отличается характер богобщения первозданных людей в Эдеме и на земле изгнания. После этого думаю, что вы более четко и правильно изложите этот вопрос, если в процессе изучения для вас останется неясным проблема гностической воли. Добавлю, свобода в Боге, как совершеннейшем Существе, свобода человека до грехопадения и свобода человека после грехопадения – имеют различные свойства. Согласно моему маленькому опыту, надо потрудиться, чтобы понять святоотеческое богословие, а я не хочу представлять вас в роли птенца, который открыл клюв и хочет, чтобы туда положили готовую пищу. После определенной подготовки с вашей стороны, я готов дать ответ, если он еще понадобится. Помоги Господи.
|