Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 46
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Наша вера – ПравославнаяНаша вера – Православная

Книга архимандрита Рафаила Ей, гряди, Господи Иисусе!Ей, гряди, Господи Иисусе!

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания



[23/03/2005] Владимир спрашивает:

Здравствуйте, дорогие друзья! Кто, согласно вероучению Русской Православной Церкви является «Господом» и «Царем» в псалом 2 и псалом 44? «Псалом 2 – о царе Соломоне, который прообразует Мессию – Сына Божия. «Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на христа его … Аз поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: сын мой еси ты …, аз днесь родих тя …» (Протоиерей Валентин Асмус, «Православная государственность: 12 писем об империи», Издательство Юридического института, Санкт-Петербург, 2003 г., стр. 235). «Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». … это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7) …[проси у Меня и дам народы в наследие Тебе] …Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8)» («Толковая Библия Лопухина», псалом 2). «Псалом 2. … Это типичный царский псалом, псалом воцарения, … Воцарение было не только политической церемонией. Это была религиозная акция, … Неотъемлемой частью ее был, вероятно, и этот псалом, молитва о царе, которая возносилась во время торжественной церемонии. Придворный псалмопевец произносил, «напоминал» слова, с которыми Бог Израилев обращается к царю: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Псалом 2, 6–7) (Протоиерей Александр Сорокин «Введение в Священное Писание Ветхого Завета», «Церковь и Культура», Санкт-Петербург, 2002 г., стр. 355, 356). «Все указанные черты воспеваемого царя приложимы точно к Соломону в начале его царствования, … 3 ст. «Ты прекраснее сынов человеческих». Красота – общее обозначение многих достоинств, это родовой признак; излилась «благодать из уст Твоих» – из уст царя исходит речь разумная, доставляющая слушающему благо. Соломон, действительно, поражал своих современников своею речью … [И возжелает Царь красоты твоей; ибо он Господь твой, и ты поклонись Ему] … царь особенно будет ее любить («возжелает красоте твоей»), приблизит к себе; но ты, невеста, должна помнить, что Он – твой господин, а потому должна оказывать Ему знаки почтения и повиновения («поклонись Ему») («Толковая Библия Лопухина», псалом 44). (Соломон – «Господь»?! Безусловно нет. В данном случае в 12-ом стихе «И возжелает Царь красоты твоей; ибо он Господь твой» слово «Господь» удалено, и вместо него подставлено слово «господин»). «Псалом 44 – по происхождению песнь, воспевающая царское бракосочетание. Его сравнивают поэтому с Песнью Песней. В высоких словах Церковь прочитала пророчество о Христе и Божией матери, подобно тому, как образы человеческой любви в Песне Песней, по мнению церковных толкователей (Ориген, св. Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Еифаний Нипрский, Макарий Египетский, Афанасий Великий, Феодорит, Августин, Амвросий), достойно выражают самые высокие духовные реальности» (Протоиерей Валентин Асмус, «Православная государственность: 12 писем об империи», Издательство Юридического института, Санкт-Петербург, 2003 г., стр. 236). (Что «В высоких словах Церковь прочитала»: «пророчество о Христе и Божией матери, подобно тому, как образы человеческой любви в Песне Песней» или пророчество о Христе и Церкви?) «Псалом 44. Это свадебный псалом – псалом по случаю свадьбы царя с царицей. Первая часть посвящена красоте, силе и богатству царя (стт. 2–9). Вторая – красоте царицы (стт. 10–18). … Вторую часть псалма православное богослужение осмысливает как пророчество о Божией Матери» (Протоиерей Александр Сорокин «Введение в Священное Писание Ветхого Завета», «Церковь и Культура», Санкт-Петербург, 2002 г., стр. 356, 357). (Вопрос тот же, «Вторую часть псалма православное богослужение осмысливает как пророчество о Божией Матери» или как пророчество о Церкви?) «В сем псалме, по смыслу буквальному, описывается и светлыми похвалами превозносится великолепие, красота, могущество и царские добродетели царя Соломона. … престол Твой яко престол Бога. И понеже Соломон имел царствовать не мучительски, ниже по примеру многих других царей, но по законам правосудия и справедливости … сего ради помаза Тя Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. … понеже Соломон не по своим заслугам или добродетелям помазан был в царя, но по единому благоволению Бога» (Толкование на Псалтырь, по тексту еврейскому и греческому, Члена Святейшего Правительствующего Синода Иринея, Москва, Синодальная Типография, 1903 г., псалом 44, стр. 318, 320, 321). В Священном же Писании по этому поводу однозначно и со всей ясностью говорится совершенно противоположное, а именно, что и в псалом 2 и в псалом 44 «Господом» и «Царем» является только Сын Божий, Господь Иисус Христос. «Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? (Евреям 1:1-5); «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и Христа Его». Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (Деяния 4:25-27); «Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих» (Евреям 1:7–10). Подтверждением также служит Синодальный текст Священного Писания, где слова «Господь» и «Царь» в псалом 2 и псалом 44 написаны с заглавной буквы. «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откровение 22:18,19). Кто, согласно вероучению Русской Православной Церкви, является «Господом» и «Царем» в псалом 2 и псалом 44?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Владимир! У пророков и древних отцов Сын Божий иногда символически называется «Ангелом великого совета», так как слово «ангел» означает вестник, а само воплощение Сына Божьего стало благой вестью о спасении. Могу сказать вам, что язык Библии многомерен и многопланен; поэтому святые отцы, кроме буквального смысла, искали в Священном Писании символический, нравственный, анагогический, духовный, эсхатологический и другие смыслы и значения. Поэтому различные толкования псалмов поясняют и расширяют нам смысл божественных слов. Есть целая наука, называемая экзегетикой, которая учит о том, что, кроме буквально - исторического смысла существует еще приложения библейских изречений и событий к различным планам духовной жизни человека и человечества. Поэтому толкования святых отцов это лучи, исходящие от одного центра.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2019 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили 

Источник: http://zlata-galerie.ru/statyi/ekonomim-prostranstvo-dvuxyarusnaya-krovat-dlya-detok/