Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[23/03/2005] Владимир спрашивает:
Здравствуйте, дорогие друзья! В толкованиях на псалмы святителя Афанасия Великого о псалме 44:2 сказано: «(2). Отрыгну сердце Мое Слово благо. Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога. Глаголю Аз дела Моя Цареви. … Язык Мой трость книжника скорописца. Слово, которое изрек Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован, потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается …». Это не верно, слова «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца», согласно Синодальному тексту Священного Писания, произносит псалмопевец, а не Бог Отец. О псалме 2:3 сказано «(3). Расторгнем узы Их. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели быть в священной мрежи, о которой написано: подобно есть царствие небесное неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30)» Это также не верно, так как в данном случае, в отличие от Синодального текста Священного Писания, имеются ввиду узы и иго Отца и Сына, а не узы земных князей и царей, как в Синодальном тексте, так как местоимения «Ими» и «Их» написаны с заглавной буквы. И что означают слова «Здесь не достает слова «говоря», у кого не достает, у автора этого псалма? О псалме 2:12 также не верно написано: «(12). Приимите наказание, то есть, учение евангельское. И погибнете от пути праведнаго, — Пути сказавшего о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6)». В Синодальном тексте Священного Писания сказано «Почтите Сына». «И погибнете от пути праведного». Как можно погибнуть от пути праведного, что означают эти слова? О псалме 2:7 сказано: «(7). Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч., …Весьма кстати присовокуплено «ecu» в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа». Это, опять же, не верно, так как слова «Я ныне родил Тебя» ни коим образом не говорят о плотском рождении Сына Божия две тысячи лет назад, а указывают на предвечное рождения Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. С уважением, Владимир Румянцев.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Владимир! Слово Священного Писания многомерно, поэтому толкования святых отцов дополняют друг друга. Древние подвижники, когда хотели проникнуть в смысл библейских стихов, и не находили объяснения, то накладывали на себя многодневный пост, иногда до 40 дней и молились Богу о просвещении ума. Если вас не удовлетворяет толкования святых отцов, то попробуйте последовать их примеру.
|