Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[23/03/2005] Аlexandr спрашивает:
Здравствуйте о.Рафаил! Воспользуюсь Вашим предложением задаватьвопросы. Возможно я уже посылал это, но не зафиксировал, т.к. нет адреса. Время перед приходом. Сейчас такое время, когда вопросы, которые можно было обсуждать и толковать все прошедшие после Иисуса века, следует всё же расставить по приоритетам. 1е Корин. 14.39 …ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно. (Эти слова дают мне надежду быть выслушанным, не говорю услышанным, хотя сохраняю молчаливую надежду).
1. Сегодня многие верующие согласны, что время перед приходом уже наступило. Хочу поделиться своим пониманием и услышать Ваш ответ. Лука 21.36 итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Библия о времени перед приходом говорит, что во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие Марк 13.10 ...да сподобитесь…. предстать пред Сына ( эти слова, в отрыве от контекста, можно понимать как стать напротив, то есть в пространстве, как один человек стоит лицом к другому. Но с приходом Сына Человека в таком положении окажутся все: и те внешние и верующие, его увядят все. Тогда зачем нужно было бодрствовать и молиться? Уже будет одинаково поздно для всех. Такое понимание является трагической неизбежностью для внешних, но никак не может и не должно устраивать последователей Иисуса Христа. Да и написано не перед Сыном, а пред Сына, что склоняет к другому пониманию. Поэтому понимать эти слова верующий человек должен как событие во времени, т.е.верующие до прихода Сына Человеческого через бодрствование (не имеется ввиду физическое а духовный рост) и молитву должны совершить что-то из ряда вон выходящее, не то, что они делали всегда). ..предстать пред .. – это значит пусть вам удастся, повезёт, какими- либо неизвестными на перёд путями подняться, появиться, проявиться, стать впереди, наперёд, заблаговременно, опередить его приход, избавиться от дел, отягощающих сердце, до прихода, до его явления, подобного молнии, когда и те, внешние, которым не дано познать слово Божие, также будут способны увидеть, но будет поздно.Ибо какая заслуга увидеть приход вместе с теми внешними, чем тогда будут отличаться их сердца? если все вместе, а значит пассивно вместе с внешними увидеть приход. Наверное Иисус понимал, что именно ученики, глубоко уверовав в его учение, так же как и иудеи в его приход не смогут согласится с новым, более высоким, Вечным Словом Божим и даже не будут его ожидать, и „зажжённую свечку поставят под стол“. В этих словах можно почувствовать тревогу, малую надежду, уверенность в сложности, неосуществимости для многих, уверенность в глухоте, непонимании, в закрытости сердца перед ещё высшим Словом Божи м, невозможности отказаться, подняться над самовозвышением, не думать, что ты поднялся и обезопасился. Что если твоя единственная книга -это Библия, то ты всё исполнил и получил страховку. (Это было бы так, если бы не было убеждения в знании конечной истины, что в принципе не допускает даже предположения о возможности прихода более высокого слова Божиго). Эти слова сказаны ученикам, не простым людям!!!! Иисус очень хорошо видел будущее. Если завтра наводнение, то нужно подняться в горы с детьми, а не думать о ремонте в доме и продолжать спокойно заниматься текущими делами. Можно пробежать марафонскую дистанцию (время после Иисуса), быть всё время впереди, но если выйдя на финишную прямую (время перед приходом), ты остановишься, думая, что уже победил, то и те внешние, пешком, обойдут тебя и придут первыми. И тогда зря ты бежал, победа достанется другим. Тогда если поймёшь, то из последних сил, забыв про сон и еду, бросишься бежать к финишу. Но видно лишь малому числу сподоб ится предстать. Тогда, может быть, смысл слов « предстать пред..» именно в том, чтобы слушать эту проповедь и услышать её, в отличии от тех внешних или не наполнивших маслом свои лампадки, быть «исполнителями слова, а не слушателями..». Соб. пос. Св.Апост. Иакова 1.22 2. Откр.1.8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Откр.22.13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Ин. 14.6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. После этих слов можно подумать ( возразить), что Иисус всё уже сказал. Именно эти слова используют верующий, когда разговор переходит к теме , выходящей из сферы его представлений. В его понимании эти слова как бы исключают возможность чего-то ещё, что уже изложено в Библии и писаниях святых Отцов. Но ещё тогда Он предупреждал, что не всё сказал, так как «Ин 16.12. вы теперь ещё не можете вместить», значит потом придёт время и смогут!!!??? Дан. 12.4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение". Откр.10.4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал Голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. Значит людям должно быть сказано, что то ещё, необходимое для спасения!!! (Или нет?) Именно для спасения!! Так как абсолютно не могут быть открыты тайны небесные ради удовлетворения информа-ционного голода будущих последователей Христа. Причём это касается и количества сказанного и высоты! и уже потом, после своего ухода, Иисус через Иоанна ещё раз предупредил человечество, точнее верующих: Откр. 19.12 …Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 19.13 ... Имя Ему: «Слово Божие» Вспомним как мы решали в школе уравнения с двумя неизвестными: X + Y = 5; X = 3; тогда подставив значение Х в первое уравнение получим 3 + У = 5 или У =5 –3 = 2 Если вместо слова «имя» поставить «Слово Божие», то получиться: «Он имел Слово Божие написанное (кстати для нашего времени это означает, что должна быть книга или другой способ передачи информации и если книга уже написана, то значит последователям Христа не посчастливится слушать проповедь, только после издания книги они смогут с ней ознакомится. Это наводит на мысль, что проповедь будет не на христианской территории), которого никто не знал, кроме Его Самого». 3.12 «………. и имя Мое новое» Мт. 13.10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Мт. 13.13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; Мк. 4.11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; Разве этими словами Иисус Христос через ангела и Иоанна не сказал однозначно о приходе слова Божиго, которое ранее не было известно, то есть его нет в Библии???!!! Как ещё иначе можно предупредить будущих последователей? Как бы Вы это сделали? Что бы все могли смотреть и слушать, но только последователи смогли увидеть и услышать? Разве Бог Отец не показал Даниилу истину, на которую он должен наложить печать до поры до времени и не говорить людям. Разве сказанное семи ветрами Иоанну можно было знать людям ? А показанное им разве могло быть написано в Библии?? Наверное поэтому должны слушать “все народы и племена”, потому, что ранее это было не известно и наверное наивно утверждать, что может быть сегодня проповедь уже известных истин одной традицион-ной религии на традиционных территориях распространения других религий. Так же как отец учит своего ребёнка жизненным премудростям постепенно от колыбели до зрелости, так и Бог не говорит всё сразу. (т.к. теперь ещё не вместите) Т.е. именно слова “Я есмь........”совершенно не дают право утверждать о конечности сказанного и поэтому не должны быть преградой, запретом, замком в сознании христианина перед приходом того неизвестного слова Божиго о котором поведал Иоанн. Именно они-эти слова ”Я есмь..” и обязывают последователей слушать и услышать все подсказки о времени перед приходом. Если согласится со мной, то как раз верующие перед приходом и должны искать это слово. Может быть поэтому и сказаны с такой обречённостью слова: да сподобится предстать. Что может быть труднее на сегоднешний день для верующего??? Именно поиск Слова Божиго, которого нет в Библии, хотя Библия и предупреждает о Его приходе. 3. Откровение 10.8 «… и голос.. с неба... сказал: пойди возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле» 10.9 И я пошел к Ангелу и сказал ему :дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед. 10.10 ...когда же съел её, то горько стало во чреве моём. Иисус, уже будучи на небе, через 60лет после своего ухода, с разрешения Бога предупредил своих последователей через Иоанна, что им будет необходимо прочитать книгу, что после прочтения им будет не легко принять, то , что в книжке, но Иоанн взял и прочёл, поскольку был послушен и «принимал слова».!!! Я понимаю так, что и современные верующие согласно Откровению должны это сделать. Только кто это им предложит?! Ведь так уютно когда ничего не нужно предпринимать, а возможно и менять, думая, что исполняешь слово. Что это могла быть за книга, почему так важно её прочесть? Но если в это время должно проповедоваться слово Божие по всей Вселенной, или Евангелие, которое будет Вечным, то уже не остаётся сомнения, эта книга и есть то Вечное Евангелие! Можно понять так, что будет период когда верующий получит возможность познакомится с Вечным Евангелием индивидуально, но только если будет иметь подсказку от Бога в этот момент или должен сам решиться искать помятуя голос с неба, повелевший Иоанну пойти и взять раскрытую книжку, т.е. уже подготовленную для чтения. Голос с неба прозвучал в приказном порядке, хотя людям и дана свобода воли. Значит это очень важно для спасения. А приказ нужен для тех кто сомневается, но не для внешних. 14.6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на Земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу. Значит познее должен наступить период не индивидуального получения закона от человека к человеку, а его приход ко всему человечеству. А эта проповедь должна быть реальной, в конкретной стране, с преследовниями в течение 2300дней и ночей и ежедневными жертвами. И должно быть два зверя (конкретные лидеры страны, где будет проповедь) и первому будет позволено преследовать только 42 месяца. ( Даниил, Откровение). Ибо если бы Иисус Христос не проповедовал , то и не было бы преследования Его и Его учеников. Лука 17.22 …придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Это предупреждение может касаться именно тех, кто не смог « предстать пред.. Матфей 21.31 истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие, Лука 18.8 Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле. ( или будут хотя бы исполнять уже сказанное). Не получится ли, как в дни прихода Иисуса. Все верующие знали ( написано в писании), что должен прийти, все ждали прихода, знали даты. Когда же пришел, то повели на крест. „Не смогли вместить“. Не понимая, что приняв закон Иисуса они, как это бывает в жизни, просто из начальной школы пошли бы в среднюю, где их знания используются для изучения новых предметов. Ибо как можно изучать алгебру не зная таблицу умножения. Так и сегодня нужно понять, что, учась в институте, ты не отказываешься от знаний средней школы, а наоборот – они есть основа для института. И каждый Учитель бывает рад когда его ученики после школы поступают в высшее учебное заведение. И при этом он не считает , что его ученики его предали. Если в недавнем прошлом умение читать и писать обеспечивало тебе уважение окружающих и безбедное существование, то сегодня эти знания ничего не стоят. Уже требуют институт. Так и со спасением человека. Когда был Моисей хватало десяти заповедей, но шло время, человек в развивающ емся обществе приобретал всё больше ложных ценностей, грехи его росли, действие заповедей ослабевало и нужен был закон более высокий, не для тела, а для души. Пришел Иисус и принёс этот спасительный эликсир. Те, кто контролируют развитие человеческого общества да и сам Иисус хорошо понимали, что со временем его действие на человечество будет ослабевать „будете ли ещё верить..“ и перед судом, когда человек заблудится ещё больше, а грехи станут ещё тяжелей, нужен будет всеобемлющий Закон, который спасёт и преобразует не только Землю но и небо. Который будет превышать все религии и превышать Законы неба, который создаст новую вселенную, который никто не знал, Слово Божие, которое ранее не было проповедовано ( над высшим существует высшее Эккл.5.7). 2е пос. Петра 3.13 Впрочем мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. К Евреям 12.26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколебаю не только землю, но и небо. Поэтому и призывает Исаия слушать всем населяющим вселенную и живущим на земле. Всё, сказанное выше, только из Библии и на её основе, поэтому в конце хочется напомнить слова (наставления) Святого Апостола Иакова. Соборное послание Святого Апостола Иакова 1.22 Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающие самих себя. 1.23 Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале; 1.24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Я не являюсь знатоком Библии, но изложенный мной смысл строк лежит на поверхности. Хорошо понимаю возникшую реакцию несогласия и отторжения. Поэтому прошу указать место с которого Вы несогласны со мной и как бы Вы аргументировали своё несогласие? С уважением и надеждой на ответ. Александр P.S. Вы владеете сердцами аудитории. Ваши заслуги перед Богом также велики, как и ответственность за людей. Перед приходом только мысль о спасении людей является важной! Всё остальное от мира. В качестве дополнительного аргумента привожу цитату из книги А.Кураева «О нашем поражении» http://www.kuraev.ru/poraj.html Так сбудется предсказание древних преподобных Отцов о последних временах: (В источнике-последнее поколение, это понятие вполне конкретно ограничено 20 годами, тогда как последние времена (здесь почему-то слово поколение заменено временами) в сознание человека всегда входит неопределённо, ни с чем не ассоциирует. Это и 50 и 100лет, ведь для истории это не срок. Так что такая замена снижает реальность события и даёт лазейку нашему сознанию не относится конкретно к сегодняшним дням. Авось пронесёт). “нашего дела не будут иметь те люди, но придет на них искушение и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцов наших”.(Древний патерик, М. 1899г.c.341, 18.10). Посту и молитве первых христианских подвижников не смогут уже подражать христиане последних времен. И все же эти не-постники, не-молитвенники, не-аскеты по предсказанию древних будут облечены в Небесном Царстве венцами большими, чем монахи иных времен, — если просто сохранят веру и не осквернят души идолами. (Пророческое резюме и ни какой реакции!! Не содержит вопросительной интонации. Скорее сожаление ир недоумение от такого поворота. Но даже сама тема работы требует продолжения. Иначе это согласие и утверждение мысли, что Бог покинул нас! После такого вывода и задать бы себе следующие вопросы : Почему? Почему? Почему? Где буду я? и поискать ответ, но они уже не в тему, а на сегоднешний день и времени нет. За что будут облечены венцами большими в Небесном Царстве? Едят и пьют, что хотят, имеют семью, дом, работу, в церьковь не ходят, дома не молятся. Как пишут древние-это обычные люди и вдруг такая честь! Может быть за то, что смогли предстать пред. Если Выше монахов иных времён, то какой логический вывод напрашивается касательно их Учебника? Не то ли это Вечное Евангелие? Потому, что если по старым учебникам, то монаха никак не превысить!!! учебник должен быть новым!!! Ибо если старый, то люди бы уже и религию создали, но видно не судьба стать этому Учебнику религией в последнем поколении! Для этого нужно время! И ещё, что очень важно! Древние преподобные Отцы назвали христианами последних времён не тех кто будет в религиях!!!) Может это и должно быть то Вечное Евангелие, которое будет проповедоваться вне религий, но одновременно превышать все религии, а эти последние христиане станут его слушателями. Получается они также как и Иисус ( сказали об упадке веры) предсказали упадок религии, и одновременно предсказали неизвестное событие, в котором искушение ( или испытание, в моём понимании искушать может дьявол, зло, действуя насильно и одновременно на поверхности справедливо, так, чтобы ему поверили и …) будет слишком велико, чтобы не поддаться ему. … В этом смысл слов Спасителя: “Молитесь и просите, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в день субботний” (Мф. 24,20). По изъяснению преп. Ефрема Сирина, эти слова призывают нас к молитве о том, чтобы последние искушения не должны нас застать во время праздности (зима для крестьянина – время отдыха от работ, а суббота – день покоя) и во время духовного бесплодия 91. “Горе же беременным и питающим сосцами в те дни” (Мф. 24,19). При нежелании отвечать прошу сообщить хотя бы о прочтении, чтобы не посылать повторные письма. Но как священник может промолчать, ведь это касается дела всей его жизни? и даже не выразить своё несогласие. Или сегодня уже наступила вечная зимняя суббота? Все предыдущие рассуждения можно заменить теперь более коротким. В начале перед созданием было Слово! Слово это Бог! Поэтому, если должны измениться небо и земля ( заметьте - измениться, а не построится вновь) то также должно быть в начале слово. А поскольку эта вселенная должна стать не колебимой , то есть вечной, то и Слово Божие в начале или Евангелие должно быть Вечным. Думаю приводить ссылки нет необходимости. . .
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Аlexandr! Богословие святых отцов было не схоластическим, а созерцательным. Только в очищенной от гордыни и страстей душе может отразиться духовное небо. Изучение Библии имело своим основанием подвижническую и жизнь и непрестанную молитву, которая развивала у святых отцов особое чувство духовной достоверности. Внутренний опыт расширял возможности их познания, и не только рассудок, но само сердце становилось компасом, указывающим на истину или на отклонение от нее. Без стяжания благодати рассуждение о духовных предметах может превратиться в ту пустую философию, от которой предостерегал христиан апостол Павел. Поэтому, я предлагаю вам найти духовного отца и быть у него в послушании; возложить на себя, с благословения духовного отца, пост и поклоны; читать данное им молитвенное правило, и затем, когда духовный отец посчитает нужным, вернуться к тем вопросам, которые вы хотите разрешить сегодня. Для того, чтобы набрать воды из чистого источника, необходимо сначала выбрать кувшин и проверить не протекает ли он, - иначе труд будет напрасным. Желаю вам всего наилучшего.
|