Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/01/2006] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
Прочитал, батюшка, житие Алексия - человека Божия. Не могу вместить и понять. Мало того, что он страдал сам, но еще пришел домой и смотрел, как страдают без него родители, несостоявшаяся супруга. Сейчас бы сказали: "Не по-христиански это!" А ведь народ любит этого святого и житие его. И я чувствую, что истина где-то здесь, а принять и понять все же не могу пока.
А тут еще у Исаака Сирина прочитал, что даже тысячи обращенных в веру и помощь многим нищим не стоят нарушения безмолвия, внутреннего мира. Опять же - не по христиански вроде. Кажется, что не вместить обычному человеку такое высокое христианство. Подскажите, отец Рафаил, как все это можно, так сказать, синхронизировать в своей душе. Всему свое время? Но почему двести лет назад крестьянин читал житие Алексия - человека Божия и у него не возникало такого чувства и вопроса как у меня, что, мол, не по-христиански...
Благодарю Вас. Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Для христиан главным объектом для любви был человеческий дух, и главной целью жизни – стяжание благодати. Господь исполнял молитвы тех, кто посвящали ему свой ум и сердце. Гуманисты главным объектом любви сделали душу человека, с ее желаниями, намерениями, чувствами и страстями, не выходящими из предела земной жизни. Любовь либералов выбрала своим объектом тело человека, а точнее его пищеварительные и воспроизводительные органы. Подвиг преподобного Алексея был подвигом чистой духовной любви, обращенной к вечности, перед которой земная жизнь, с ее проходящими радостями и скорбями казалась мгновеньем. Преодолевая не только страсти, но и душевно-чувственную любовь, святой Алексий путем этой жертвы достиг состояния бесстрастия (в христианском понимании этого слова), и мог жить в миру как пустынник. Это был огромный подвиг воли. Примером своей жизни он утвердил в вере отца и невесту, и обратил к покаянию и спасению свою мать. Ваше сомнение происходит от того, что вы не чувствуете, что человек это явление вечности на земле. Святой Григорий Двоеслов пишет, что ради монашеского подвига Господь спасал целые народы. Поэтому тот, кто может чисто молиться невидимо питает тысячи тысяч. Теперь пропало понимание молитвы как духовной силы, имеющей непосредственное отношение к промыслу Божьему о человечестве, и молитва стала пониматься как нечто личное и субъективное, вроде аутотренинга. Духовные ориентиры у современного человека сместились и снизились. Прочитайте в Патерике повествование о Арсение Великом и Моисее Мурине – каково было значение их подвигов. Призываю на вас Божие благословение.
|