Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[04/01/2006] Роман спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! У меня к Вам есть вопросы касательно современных заблуждений о Евхаристии. Прочитав Ваши, как и статьи других священников, теперь с Божьей помощью, понимаю православное толкование этого вопроса не на стороне "профессоров богословия". Однако, как теперь быть, если на нашем приходе есть очень много "сочувствующих" профессору А.И.Осипову, в т.ч. и священников (от вопросов обычно уклоняются сложностью и нерешённостью этой темы), и лишь немного мирян, которые готовы, следуя словам патриарха Фотия, – что «охранение истинных канонов составляет долг всякого ревностного христианина», не отступать от раз открывшейся им Истины. И другой вопрос, в "Православном катехизисе" епископа Александра Семенова Тян-Шанского, в изъяснении этого вопроса используется ещё более сомнительное, как сдается, "пантеистическое" объяснение: "Духовное Тело Господа не ограничено ни временем, ни пространством; на земле нет ограничения Его присутствию, поэтому и нет смысла говорить о превращении". Как относиться православному человеку к такому объяснению Таинства Евхаристии и как избежать непослушания с одной, и неправомыслия с другой стороны? Благословите!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Роман! Во-первых, храните истину, а во вторых, помогайте тем, кто ищет истины. Прочитайте «Пастырские послания» апостола Павла, а если есть возможность, толкования к ним святого Феофана Затворника. Катехизис епископа Александра Тян-Шанского нигде не был принят как образец православия, а является плодом его личных представлений. Один мой коллега по духовной академии, профессор богословия говорил: «Когда я читаю святых отцов, то у меня на душе уютно, а когда религиозных философов, - то постоянно оглядываюсь, как бы ожидая опасности». Почему сейчас поднят вопрос о благодати, пребывающей в еретических общинах и конфессиях? Почему стала так актуальна давно решенная проблема о границах Церкви, с явным желанием – размыть эти границы? Почему стремятся дискредитировать соборные послания и вероисповедальные книги? Почему хотят модернизировать само понятие Церкви? Потому что какие – то силы хотят объединения всех конфессий в молитвах, таинствах и вероисповеданиях через антропологический максимализм и теологический минимализм. Приведенные вами цитата из катехизиса епископа Александра Тян-Шанского содержит пантеистическое учение о всеединстве, которое также хотят некоторые лица протащить в Церковь. При последовательном раскрытии этого учения вообще все таинства оказываются ненужными или необязательными. Разумеется, принимать такое учение православный христианин не должен. Послушание мирянам к священнику надо иметь в дисциплинарных вопросах, а, что касается веры, то здесь необходимо послушание Церкви и ее учению. Если священник ошибочно учит о вере, то надо разобраться в этом вопросе. Вероисповедальные ошибки не оправдываются послушанием священнику. Помоги вам, Господи. Призываю Божие благословение.
|