Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[23/03/2005] Валерий спрашивает:
Ваше превысокопреподобие! Отвечая на мой трижды заданый Вам вопрос Вы высказали мысль, что ритмика богослужений Великого поста с неежедневным совершением литургии и естественно невозможностью причаститься на литургии в день когда она не совершается может восприниматься смиренными умом, языком и сердцем так как бы это изволися Духу Святому. Формула изволения Духу Святому свойственна соборным установлениям. Когда, на каком соборе было принято Церковью решение о неежедневном совершении литургии и запрете ежедневного совершения литургии в Великий Пост? Или что Вы понимаете под понятием "изволися Духу Святому" в этом случае?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Валерий! Под словами «изволилось Духу Святому» я подразумеваю действие Духа Святого в Церкви. Православная литургика и богослужебный устав это дыхание Духа Святого, а не произведения оземленного человеческого разума, где возможны ошибки и недопонимание. Именно поэтому для нас так дорог Юлианский календарь, на котором ориентирован церковный устав, хотя мы не считаем употребление нового стиля ересью. По моему мнению, сомнение в благодатности богослужебного устава является грехом кичливого разума, что само по себе является препятствием к причащению, особенно к ежедневному причащению.
|