Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[23/03/2005] Валерий спрашивает:
Ваше превысокопреподобие! Ответ на мой четвертый вопрос всеже удалось найти при помощи поиска. Благодарю Вас за уделенное внимание. Я не сомневаюсь в благодатности богослужебного устава, который не запрещает ежедневное причащение. В Великий пост устав ежедневное причащение не предусматривает. Запрета нет, предусмотренности нет. Вы лично отец архимандрит не считаете нужным допустить возможность ежедневного причащения в Великий пост? Правильно я Вас понял? И считаете такую позицию богодухновенной? Простите и не осудите прошу Вас за мою кичливость. Поскольку несмотря на множество грехов хочу знать правду.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Валерий! Я думаю, что прежде всего вам надо уяснить, что для вас является источником и критерием истины. Для верующих людей истина не «что», а «Кто»; истина – каждая из ипостасей Святой Троицы; истина – это воплотившийся Христос. Он обещал послать Своим ученикам, то есть Церкви, Дух Истины, Который от Отца исходит, и сказал, что Он наставит вас на всякую истину. Этот Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы, которые представляли первую Церковь. Дух Святой пребывает в Церкви и будет пребывать в ней до скончания века. Поэтому верующий человек подчиняет свой рассудок уму Церкви, а неверующий – хочет проверить Церковь через свой ум, ограниченный и поврежденный грехом. Но Церковь является не только внешним авторитетом. Тот, кто включен в Церковь, в своем внутреннем опыте знает ее животворящую силу; у того просыпается внутренний духовный гносис – особый вид интуиции, который совпадает с учением Церкви и корректируется ей. Попытка понять все своим ограниченным умом, в сущности говоря, представляет собой недостаточность или отсутствие веры. Рационально ни один догмат не может быть доказан, именно потому, что он превышает возможности ограниченного человеческого рассудка. В Церковь можно и необходимо включиться посредством веры и послушания, но объять Церковь своим разумом, это значит поставить себя в своих собственных глазах над Церковью. Такая нравственная ошибка приводит человека к позитивизму или рационализму. Большее может познать меньшее, но меньшее не может познать, то есть объять и ограничить то, что больше его. Культура мышления требует от человека познания возможности самого мышления, то есть, образно говоря, потолка, под которым живет человек и не может видеть над собой верхних этажей. В вопросах метафизики человеческий ум вне Откровения обречен на поражение, - этому свидетельство вся история философии, которая создала ирреальные концепции и за несколько тысяч лет существования человечества не достигла ничего. Литургическое предание является продолжением Откровения, оформленное святыми отцами. Особенно в церковном Уставе. Если вы считаете, что к бездне духовного ведения Церкви можно подходить с аршином собственного рассудка, то я могу вам выразить только чувство своего соболезнования. Что же касается второго вопроса, то здесь главное покаяние самих ваших родителей. А если вы спрашиваете моего совета, что делать вам, то попробуйте еженедельно по четвергам читать акафист святителю Николаю.
|