Вопросы и ответы: Общие вопросы
[14/11/2005] Андрей спрашивает:
О.Рафаил! Буддизм учит, что добрые дела как и злые порождают движение колеса сансары и добыре дела углюблают карму человека. Как традиционый индуизм смотрить на добрые дела?
В чем сушносная разница понятий "карма", "колесо сансары" в буддизме и индуизме?
Прошу прошения за такие вопросы,но дело в том что я не нашел ответы на эти вопросы в i-nete.Прошу мне разобраться
В Христе
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! В индуизме и буддизме существуют множество школ и течений, поэтому я буду говорить только об общих принципах. Буддизм, как мировоззрение, атеистичен, так как в нем отсутствует учение о Боге. Индуизм – пантеистичен, при том, в нем пантеизм доведен до крайности: существует только единый брахман (абсолютный дух), все остальное – иллюзия, которая одновременно существует и не существует, являясь плодом мысли брахмана. Буддизм отрицает человеческую душу как субстанцию, а учит о дхармах – психоэнергетических элементах, которые распадаются и собираются вновь. Таким образом, перевоплощение является новой комбинацией дхарм, зависящее от кармы – следствием прежнего существования человека, его духовно-нравственной характеристики. Карма является железным законом причинно-следственной связи. Колесо сансары – это циклы перевоплощений; его движущая сила – меняющаяся карма человека. Индуизм условно признает существование человеческой души, основой которой является атман – дух, единосущный с абсолютным духом брахмана, но находящийся в плену иллюзорной материальности и множественности. Для буддизма зло – само существование, и спасение мыслиться как небытие, погруженная в нирвану - выход из причинно-следственного закона кармы и остановка колеса сансары. Для индуизма спасение это осознание атмана своего тождества с брахманом. Буддизм это религия смерти, самоубийства, самоуничтожения, отрицание всего, что имеет человек, погружение в некий вакуум и растворение в нем. Для индуизма спасение – это упрощение, самопознание атмана, свобода от иллюзии множественности бытия. Буддизм считает, что желание привязывает человека к колесу сансары, поэтому эмоции, как привязанность к миру и своему эмпирическому «я», должны быть уничтожены. Любовь для буддизма - это пассивное доброжелательство, сострадание, милосердие, которые уничтожают эгоизм и самость, но на более высоких степенях должны смениться полным бесстрастием, отрешением от эмоционально-интеллектуального содержания, и освобождение от понятий добра и зла, которые принадлежат к бытию, – злому, по своей сущности. В буддизме очищение кармы – это любовь к абсолюту, как единой реальности, в которой исчезает множественное бытие. Душа растворяется в космическом бытии, космическое – в меоническом, меоническое – в абсолютном, остается только атман, который сливается с брахманом, как капля воды - с океаном, и то, этот образ условен. Атман только считал, что он разлучен с брахманом, но на самом деле оставался тождественным ему, поэтому уничтожается плен ложных представлений. Абсолют имеет три фазы: Брама – творение, Вишну – сохранение, Шива – разрушение. Главным божеством в этом индуистском тримурти является Шива, который, разрушая миры, освобождает брахмана и приводит его в состояние самосозерцания: брахман уходит в себя - в парабраму, но в душе его остается тайная привязанность к пракрити – материи, своей иллюзии, которая зреет как птенец в яйце, и затем начинается новый космический цикл.
|