Вопросы и ответы: Общие вопросы
[13/11/2005] Вениамин, священник спрашивает:
глубокоуважаемый отец Рафаил. я встретил в Ваших ответах упоминание о старом правиле, что тех, кто больше года не причащался не хоронили, как отступников от Христа. нельзя ли подсказать ссылку на источник. применять это правило я не буду, но может быть кого-нибудь оно подвигнет на более серьезное отношение к танитсву Причащения. кроме того не могли бы вы сказать несколько слов о епитимиях, применимых в наше время
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый отец Вениамин! Правило о том, что человек, не принявший причастие в течение года, лишался погребения, существовало на Руси в допетровские времена, так что можно найти его в старых канонических сборниках Русской церкви. Как инерция этого правила послужило постановление об обязательном причащении всех людей православного вероисповедания раз в год, а рекомендовано - в каждый пост. К сожалению, некоторыми невеждами это правило толкуется так, как будто Церковь ограничила причащение, разрешив причащаться только раз в каждом из четырех постов, хотя здесь говорится только о необходимом минимуме. В древней Руси были еще правила - не погребать людей умерших от «опивства» - то есть в состоянии такого опьянения, которое послужило причиной смерти. Также не погребались разбойники, убитые во время разбоя. Некрещеных, в том числе некрещеных младенцев, не погребали в ограде христианского кладбища. В 19-ом столетии было постановление Синода Русской Церкви о том, что священнослужитель должен придерживаться духа, а не буквы древних епитимийных правил, и по своему усмотрению может несколько сократить срок отлучения от святых тайн, указанных в этих правилах. Существует также правило Вселенской Церкви о том, что если человек живет в местности, где находится храм и три воскресных дня подряд не посещает его, то отлучается от причастия.
|