Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[08/09/2005] Саенко Юрий спрашивает:
Владыко!
Я православный христианин. Также я учёный, работаю в области молекулярной биологии. В настоящее время усилия подавляющего числа биологов направлены на поиск средств, которые препятствуют болезням и старению. Интенсивно ведётся поиск методов продления молодости, продления жизни (с моей точки зрения учёные пытаются противится воли Божьей который определил нам страдание, тление и смерть на земле). К тому же предлагаемые решения этих проблем зачастую аморальны даже с мирской точки зрения (стволовые клетки, клонирование). Когда я рассуждаю о современной науке то прихожу к выводу, что все научные открытия или достижения препятствуют спасению. Когда я смотрю науку изнутри, то мне кажется, что вся она пронизана духом гордыни. Такие рассуждения обычно приводят меня в уныние, так как сам процесс научного поиска мне нравится, и мне достаточно сложно решиться порвать с наукой, хотя никаких успехов в ней я не достиг (даже не защитил кандидатскую диссертацию, хотя мне уже 36 лет).
В связи с этим у меня вопросы к вам Владыко.
1) Кому служит современная наука дьяволу или Богу?
2) Могу ли я без вреда для своей души продолжать работать в науке?
С Уважением р.б. Юрий
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Юрий! Я не имею специальных знаний в той области, которой касаются ваши вопросы, поэтому могу поделиться с вами только своим личным мнением. Вторжение в область генетики в сокровенную тайну человеческой жизни, по моему мнению, может иметь только разрушительные последствия, которые особенно опасны тем, что могут проявиться не сразу же, а в отдаленной перспективе. Ни человеческий организм, ни одна из его клеток не может быть изучена и познана с исчерпывающей полнотой. Поэтому, в данном случае, наука движется вслепую, довольствуясь только непосредственным результатом эксперимента, не задумываясь о том, что искусственное вмешательство может вылиться в трагедию, если выведется племя уродов, которых условно можно назвать античеловеками. Вы помните диалог Фауста с Мефистофелем, который происходил в лаборатории, где Вагнер задался целью путем соединения элементов вывести в пробирке гомоноида. Гений Гете как бы слил в этом акте науку с магией. Затем, сама наука довольно аморфное и семантически неопределимое понятие. Это скорее определенная методология, заключающаяся в умении обобщать эксперимент, поэтому мне трудно ответить на вопрос: согрешаете ли вы как христианин, продолжая научную деятельность. Этот вопрос должен быть предельно конкретизирован и дифференцирован, чтобы можно было бы иметь о нем более четкое представление и суждение. Я думаю, что истинная наука ведет человека к природе, а не отводит от природы. Вопрос: как человек проживет свою жизнь, не менее важен, чем - сколько он проживет, а на этот вопрос может ответить только религия. Я думаю, что при желании и при помощи Божьей, вы сможете найти себя в такой области науки, где ваша христианская совесть не входила бы в конфликт с вашей деятельностью.
P.S. Позволю сделать поправку в вашем письме: владыкой называют только архиерея, а не священника, в том числе архимандрита.
|