Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[30/08/2005] Алевтина спрашивает:
Здравствуйте! Идет второй год со дня гибели близкого человека. Я люблю его спокойно, без истерик; помню всегда, и живу через призму этих ощущений. Грешно ли это?... Я не ропщу, я приняла волю Господа, но мир вокруг стал черно-белым. Мы встречаемся в снах, нечасто, но для меня это большая светлая радость. После похорон, я исповедалась, причастилась, и очень много молилась о том, чтобы душа его обрела Царствие небесное... Уповаю на то, что произошло это, хотя он не был крещен и мы не были венчаны.
Станет ли мир опять цветным, нужно ли этого желать?... Я знаю, что уныние - грех, но можно ли считать унынием существование в ИЗМЕНИВШИХСЯ условиях?... Я виновата в том, что мир черно-белый?
Благословите, и благословит Вас БОГ!...
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогая о Господе Алевтина! Пути Господни неисповедимы. Может быть несчастье, постигшее нас, стало дорогой к Богу. Несчастье и страдания имеют свою светлую сторону. Они подсказывают человеку, как хрупко и эфемерно счастье в этом мире, и в тоже время раскрывают перед ним другие горизонты бытия. Для усопшего вы можете сделать больше, чем для живого. Молитва об облегчении участи умершего приносит ему облегчение и отраду. Не буду вводить вас в область иллюзорной надежды: молитва всего мира не может заменить тайну Искупления, Жертву Голгофы, Тело и Кровь Христа Спасителя, - то, что приобретает человек после крещения. Но этот луч отрады является великим утешением для усопшего, а милость Божия неизреченно. Дорогая Алевтина, надо любить Господа всем сердцем своим. Любовь к человеку, основанная на любви к Богу, бывает светлой и спокойной, если это даже любовь к ушедшим от нас. Но бывает другая картина: когда человек из-за любви к своему другу начинает усиленно молиться за него, и через молитву входит в общение с Богом, тогда свет вечности озаряет его земную жизнь. Он не воспринимает окружающее только в двух, темно-белых красках, но цвета земли уже не прельщают его. Он как бы странник, который видит на своем пути красоту пейзажа, но помнит, что это чужой край. Душевная любовь выборочна. Чаще всего она останавливается на одном или нескольких лицах, которых принимает в своем сердце, а остальные остаются на периферии. Человека мало трогает что происходит с ними. А духовная любовь не делится, не дробится; она расширяет человеческое сердце, там уже никому не тесно. И, в тоже время, сердце принадлежит ни какому-нибудь человеку, а Богу. Дорогая Алевтина! Радость и горе, мужество и уныние это не результат условий, - а того, что происходит в нашей душе. И счастье и горе – внутри нас; это наше отношение к жизни. Я думаю, что ваше состояние это переходный этап. Чем он кончится – не знаю, это в большой степени зависит от вас самих. Чем ближе вы будете к Богу, тем больше утешения будет иметь тот, кого вы так преданно любите. Но не замыкайте мир в рамки этой любви: они станут тесными, а Господь открыл перед нами вечное и бесконечное. Призываю на вас Божие благословение. Если вам еще захочется написать вам - буду рад.
|